Главная » ФИНАНСЫ » Шум вокруг эквайринга. Насколько дороги безналичные платежи в России

Шум вокруг эквайринга. Насколько дороги безналичные платежи в России

Фото Getty Images

Замечание президента Путина о дороговизне эквайринга в России могло быть следствием конфликта интересов банковского и розничного лобби

В начале февраля Владимир Путин на форуме «Деловая Россия» неожиданно прокомментировал тему высоких комиссий за банковский эквайринг: российские банки в среднем берут около 3%, в то время как в Европе — порядка 0,2-0,3%. «Конечно, это слишком много, и, конечно, это квазиналог», — сказал президент. Проблему высоких тарифов на эквайринг пообещала изучить ФАС. Попробуем разобраться, что такое эквайринг, как он работает и почему президент обратил на него внимание.

Что такое эквайринг

Эквайринг — это оплата товара или услуги безналичным способом с помощью кредитной или дебетовой карты. Если торговая точка хочет, чтобы ее покупатели оплачивали покупку не только бумажными деньгами, но и карточкой — она обращается в банк, который оказывает такие услуги (банк-эквайер). Его представители приезжают в торговую точку и устанавливают свой POS (point-of-sale) терминал.

Комиссии за эквайринг действительно могут достигать 3%, но это скорее исключение. В среднем ставки по России в зависимости от условий составляют 1,5-2,5%, но могут быть и на уровне 1%. Общая стоимость эквайринга складывается из комиссий трех посредников — банка-эквайера (около 1%), платежной системы (Visa, Mastercard, НСПК) — около 0,2-0,3% и банка-эмитента карты — примерно 0,8%. Если банк-эмитент карты и банк-эквайер — одна и та же организация, то размер комиссии для нее выходит весьма существенным.

Что он значит для банков

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), общая комиссия за эквайринг для торговых сетей в 2018 году составила около 250 млрд рублей. Крупнейший игрок на этом рынке — Сбербанк, его доля существенно больше 50%. В чистых комиссионных доходах Сбербанка на эквайринга приходится около 30% (более 100 млрд рублей). Существенные доходы от эквайринга получают и ВТБ, Альфа-банк, Тинькофф-банк. Эквайринг — это большой и важный сегмент доходов банков, к тому же быстрорастущий, который банки вряд ли готовы просто так отдать.

Почему проблема комиссий возникла сейчас

По данным Росстата и ЦБ, в 2010 году доля платежей банковской картой в обороте розничной торговли и сферы услуг в России составляла всего 5% (1,1 трлн рублей). Подключение эквайринга считалось привилегированной услугой для торговой точки — расширялся круг ее покупателей, не надо было давать сдачу, ускорялись расчеты. За эту премиальную услугу банки брали высокую комиссию.

С тех пор доля оплаты банковской картой выросла до 46% (примерно 18 трлн рублей), то есть почти каждый второй россиянин сейчас платит карточкой. Услуга перешла из категории привилегированных в обычные. Естественно, это привело к сильному недовольству розничного сектора и особенно крупных сетей, которые вынуждены платить (или закладывать в цены) за эквайринг большие деньги, что существенно влияет на их весьма скромную маржу.

Стоит напомнить, что с начала года на 2 процентных пункта вырос НДС, а переложить его полностью на покупателя розничные сети не могут. В итоге приходится искать способы для снижения издержек. Вот и получается, что рынок эквайринга, во-первых, по-настоящему большой, а во-вторых, затрагивает интересы крупнейших российских корпораций. Столкновение интересов банковского и розничного лобби потребовало внимания президента.

Впрочем, обвинять банки в жадности тоже неверно. Ведь именно благодаря их инициативе по внедрению безналичных расчетов Россия совершила мощный рывок в этом направлении за короткое время. По традиции пионером здесь стал Сбербанк. Он выстроил масштабную инфраструктуру, оснастил тысячи предприятий бесплатными терминалами и поддерживает их работу.

Рост безналичных платежей в целом отвечает интересам государства: снижаются расходы на поддержание оборота бумажных денег, государству легче контролировать их движение, затрудняется незаконное обналичивание средств. Кроме того, при оплате картами собирается огромное количество данных о потребителях. Интересный факт: Россия является мировым лидером по внедрению карточной оплаты на транспорте в десятках городах, что существенно повышает эффективность общественного транспорта.

Что дальше?

Представители банковского и торгового сообщества высказывают разумные аргументы в пользу того или иного решения. Правительственные ведомства и ЦБ пока не занимают крайних позиций, хотя в конце прошлого года регулятор и Минпромторг идею снижения комиссий не поддерживали. Сложно оценить, чем закончится борьба после высказываний президента.

Однако очевидно, что чем сильнее будет расти доля безналичных платежей (а есть цель ее увеличить как минимум до 70%), тем сильнее будет давление на банки в вопросе снижения комиссии. В конечном счете им, вероятно, придется поделиться своими доходами с ретейлом, но, чтобы минимизировать негативный эффект на чистую прибыль, банки могут отменить программы лояльности.

Щедрые кешбэки, мили и скидки по картам — это тоже результат высоких комиссий и большой стимул перехода людей на безналичные платежи. Банки как минимум половину своих доходов отдают на эти программы. Снижение комиссий приведет к их отмене и может затормозить развитие безналичных платежей (впрочем, оппоненты считают, что снижение комиссий, напротив, будет стимулировать использование карт). В любом случае картами россияне пользоваться не перестанут, но процесс накопления баллов и миль станет гораздо скучнее.

Источник

Оставить комментарий