Главная » КУЛЬТУРА » До и после роли Марты. «Долгая дорога в дюнах» Лилиты Озолини

До и после роли Марты. «Долгая дорога в дюнах» Лилиты Озолини

Подойдя к микрофону, она попросила режиссера: «Только не мешайте! Я сделаю женщину, которую полюбит вся страна».

Главную героиню семисерийного фильма «Долгая дорога в дюнах» не просто полюбил весь Союз: после телепоказа женщины стали делать прически «под Марту», копировали наряды, называли ее именем дочерей. Почтальоны мешками несли письма на киностудию: «Рига. „Долгая дорога в дюнах“. Марте». Молодые мамы, укачивая младенцев, пели: «За печкою поет сверчок, угомонись, не плачь сынок…»

Спустя годы стало известно (в титрах, конечно, указывали только исполнителей): всю роль озвучила и, глотая слезы, исполнила колыбельную не латышка Лилита Озолиня, сыгравшая Марту, а родная наша Валентина Талызина. Это она дала рижскому Феллини Алоизу Бренчу обещание влюбить в себя весь СССР. И у ее монолога перед микрофоном было продолжение.

Когда фильм вышел, Озолиня призналась Талызиной: «В некоторых местах вы озвучили меня так, как я не сыграла». «Спасибо, что вы это понимаете», — был ответ.

«Как сыночек? В школу уже пошел?» 

Впрочем, умалять достоинства Лилиты Озолини — это дело неблагодарное. Все-таки играла Марту она, и сделала это актриса с таким надрывом — до кома в горле, иные зрители даже путали её с экранной героиней. Однажды в Ленинграде ожидающую поезд Лилиту «приютила» в своей каморке уборщица: «Пойдем, Марточка, чаю попьешь, замерзла, небось… Ну как сыночек, наверное, в школу уже пошел?»

— Разочаровать женщину означало бы снова выйти на холодный перрон, так что пришлось фантазировать на ходу, — смеялась потом Лилита.

Сыграть правдоподобно… не сыграть даже — прожить роль Марты — актрисе «помогла» трагическая судьба собственной семьи. Даже дотошный в мелочах Алоиз Бренч дал ей карт-бланш: «Играй как чувствуешь. Ты лучше знаешь, как все было…»

После Второй мировой отец Лилиты, военный летчик, был репрессирован. Мама, как декабристка, поехала за ним в ссылку, взяв дочерей. Но по дороге старшая девочка Вия насмерть замерзла в вагоне… О семейной трагедии Лилите потом напомнит мальчик, игравший в «Долгой дороге…» ее сына. Съемки проводились на сквозняке, и никто из мам не соглашался доверить ребенка актерам. Отыскать подходящего «Эдгара» удалось в детском доме. А потом (ну не чудо ли?) нашлась женщина, которая решила его усыновить…

— Только ради этой истории стоило снимать «Долгую дорогу…», — признается позже «мама» Марта.

А могла бы стать хирургом

Больше полувека творческой деятельности Лилиты Озолини — это театр и четыре десятка киноролей. С настоящим дебютом — у самого Бренча, с которым Лилита была близко знакома (он преподавал ей актерское мастерство в «Народной студии»). Алоиз пригласил ученицу в детектив «Когда дождь и ветер стучат в окно». Однако в тот момент она, уже профессиональная медсестра, собиралась посвятить себя хирургии. «Медицина от тебя никуда не денется», — заверил Бренч. Хотя белый халат Озолиня больше не надела. Нельзя сказать, что ее так захватило кино, но и присутствовать на операциях, которые делали детям, было невыносимо.  

— Ни о чем не жалею. Но, если сегодня можно было бы начать все заново, ни за что не пошла бы в актрисы, — скажет она спустя много лет.

Озолиня по-прежнему живет в Риге. Служит в театре. Иногда снимается. Хотя распад СССР и фактическая смерть Рижской киностудии даже таких звезд, как Вия Артмане (в 2008 актрисы не стало) и Лилита Озолиня, заставили думать о хлебе насущном: «Марте», например, пришлось рекламировать стиральный порошок.

Хрустальная туфелька. Как Вия Артмане превратилась из Золушки в королеву

Артмане не прошла по возрасту

К слову, именно примадонну латвийского кино Вию Артмане видел в роли Марты Алоиз Бренч. Позже кто-то расскажет, будто актриса сама отказалась от «Долгой дороги…»: мол, сериал — это ерунда, не разменивается она по мелочам.

Ну глупость же! Термина «сериал» тогда не существовало. Позже, если уж на то пошло, актриса блестяще сыграла у Юрия Мороза в сериале «Каменская». А вот то, что Артмане не прошла по возрасту, похоже на правду. Между Лилитой и Вией разница — 18 лет. К тому же 8 лет доводился до ума и утверждался сценарий (в 1980 году тема депортации латышей в кино — неслыханная дерзость!), изначально написанный не профессиональным литератором, а главой Госкино Латвийской ССР Олегом Рудневым. В результате к моменту съемок Вие Францевне уже 51 год и Марта из нее, прямо скажем, сомнительная.

«Фильм, полный лжи»?!

Между прочим, даже после обретения Латвией независимости местные телеканалы нередко демонстрируют «Долгую дорогу в дюнах». Хотя споры о соответствии сюжета исторической правде и были раньше, и возникают сейчас. Года два назад после очередного показа один из зрителей отправил в местную газету призыв запретить демонстрацию ленты раз и навсегда. «Это преступление против латвийского государства и народа, это фильм, полный лжи», — возмущался он, добавляя, что складывается ощущение, будто «мы до сих пор в России»…

Ведра кофе и коньяка выпил с московскими чиновниками и людьми в погонах Олег Руднев, иначе не осталось бы от сценария камня на камне. Даром что его и так пришлось порезать, переписать. И даже после этого он не мог удовлетворить Бренча: по ходу съемок режиссер вносил коррективы, а потом никогда не называл среди любимых работ «Долгую дорогу…». Просто Руднев был в статусе министра, хотел, чтобы снимал Бренч. Поддержка в верхах у новоявленного сценариста была дай бог каждому. Но и мурыжили его — врагу не пожелаешь… Словом, пошел Бренч на компромисс, но в итоге сделал культовую картину, удостоенную Госпремии СССР. Про любовь. Характеры. И судьбы…  

Одна роль, но какая!

Свою судьбу Лилита Озолиня считает счастливой. Хотя по гамбургскому счету… Киноролей, которые можно было бы поставить в один ряд с Мартой из «Долгой дороги в дюнах», актрисе больше не предлагали. Спасал театр: тут и постановки были интересные, и премиями Лилиту не обделяли. В 2009 году Озолиня получила высшую награду Латвии: Орден Трех звезд IV степени. В какой-то момент решила заняться бизнесом и, освоив азы бухгалтерии и менеджмента, открыла салон красоты. Потом переключилась на собственную студию актерского мастерства. Все лучше, чем ждать предложений от режиссеров. 

Не испытывала Озолиня и недостатка в любви: для нее это одна из составляющих счастья. Даром что личная жизнь в интервью — тема запретная. Известно только, что Лилита не однажды выходила замуж, вырастила дочь. А вот романов с актерами, сыгравшими в «Долгой дороге…» Артура и Рихарда, у нее не было. Ни бурных. Ни мимолетных. Как ни хотелось бы этого полюбившим ее зрительницам…

Источник

Оставить комментарий