Главная » НАУКА » Как жирная пища влияет на клетки мозга

Как жирная пища влияет на клетки мозга

Интересный факт: среднестатистический американец за время семейных посиделок в честь Дня благодарения съедает 4500 лишних килокалорий и 230 граммов жира, преимущественно животного происхождения.

Ученые продолжают предупреждать о вреде таких пищевых излишеств, но большинство людей предпочитает слушать лишь собственный желудок.

На днях в журнале Brain, Behavior and Immunity исследователи из Джорджии сообщили, что диета с высоким содержанием жиров разрушает синапсы – соединения между нервными клетками мозга, которые участвуют в передаче информации.

Уменьшение числа таких связей в области гиппокампа может приводить к ухудшению памяти и обучаемости.

Но есть и хорошие новости: исследователи также подтвердили, что переключение на низкожировую диету уже за два месяца начинает восстанавливать ущерб, причиненный излишком жиров. Они напоминают, что диета с большим содержанием жира – это фактор риска ожирения, сердечнососудистых заболеваний, инсульта, сахарного диабета и сразу нескольких типов рака.

Интересующиеся люди не дадут соврать: в последние годы в научной литературе все чаще встречаются указания на возможный вред, причиняемый мозгу жирной диетой. Доктор Алексис Странахэн (Alexis Stranahan) из отделения нейронаук и регенеративной медицины Регентского университета Джорджии решила проверить эти предположения.

Чтобы сделать это, группа доктора Странахэн разделила самцов мышей на две группы. Одна группа соблюдала низкожировую диету, где на долю жиров приходилось 10% общей калорийности рациона, а второй группе давали очень жирный корм, при котором с жирами поступало 60% общего числа калорий.

По словам исследователей, первая группа была репрезентативна для людей, которые придерживаются здорового питания, а вторая группа должна была представлять большую часть американцев, которые привычно нажимают на фастфуд. При этом обе группы получали приблизительно равное количество макронутриентов и протеинов.

Через 4, 8 и 12 недель после начала эксперимента ученые измеряли массу тела, уровень инсулина и глюкозы у грызунов, а также анализировали состояние и функциональную активность гиппокампа – зоны мозга, которая ответственна за обучение и память. В частности, исследователи определяли уровень маркеров воспаления и синаптических маркеров в гиппокампе, то есть старались подсчитать число связей между нервными клетками.

Лишний жир вызывает воспаление и разрушает синапсы
На 4-й и 8-й неделе эксперимента уровень синаптических маркеров в обеих группах оставался примерно одинаковым, хотя мыши из второй группы заметно прибавили в весе. А вот к 12-й неделе ученые обнаружили у грызунов второй группы не только ожирение, но и снижение количества синапсов в гиппокампе.

Объясняется это явление тем, что при накоплении в организме избытка жировых веществ повышается уровень системного воспаления и наблюдается аутоиммунная реакция со стороны микроглии – глиальных клеток, которые являются первым барьером иммунной защиты нашей ЦНС. Напомним, что подобные явления ученые связывают с развитием деменции.

В норме микроглия помогает мозгу очищаться от чужеродных агентов и защищает нейроны, но в присутствии избытка жиров эти природные функции нарушаются, и происходит постепенное повреждение мозга. Таковы, в общих чертах, выводы ученых.

«В здоровом мозге клетки микроглии постоянно двигаются. Это подвижное микроокружение нейронов, которое должно защищать наш мозг, при ожирении перестает работать. Они попросту останавливаются и начинают поедать синапсы нервных клеток. В результате у мышей нарушается память и способность к обучению, запоминанию нового», — поясняет Странахэн.

Но, как мы уже говорили, есть и хорошая новость. Ученые переводили мышей с жирной диеты на низкожировую и уже через 2 месяца после этого наблюдали нормализацию активности микроглии, хотя к тому моменту у грызунов все еще сохранялся солидный жировой слой. Это открытие позволяет современным людям надеяться, что и для нас не все потеряно.

Более того, после перехода на низкожировую диету ученым удалось не просто остановить воспалительный процесс в гиппокампе, но и постепенно вернуть прежнюю популяцию синапсов и функции мозга. Таким образом, одной лишь правильной диеты на определенном этапе может хватить, чтобы обратить вспять повреждения мозга.

«Реакция клеток микроглии является причиной потери синапсов и когнитивных нарушений при ожирении. С одной стороны, это очень пугает, но с другой стороны, это вполне обратимый процесс, то есть вы можете вернуть все назад при помощи правильного питания. Для этого даже не обязательно полностью сбросить лишний вес, достаточно лишь перестать поставлять мозгу жир в прежних огромных количествах», — поясняют исследователи.

Что касается медикаментозного лечения подобных нарушений, то доктор Странахэн упоминает лекарства против болезни Крона и ревматоидного артрита, которые блокируют воспалительные цитокины. Она заявляет, что у этих заболеваний на молекулярном уровне много общего, и принципы терапии у них будут чем-то похожи.

Но не лучше ли нам просто задуматься о здоровье мозга и серьезнее отнестись к жирам в своем меню?

medbe.ru