Главная » НАУКА » Стоматологи в будущем смогут заменять отсутствующие зубы своих пациентов новыми, которые будут выращивать из клеток десен

Исследователи из лондонского Кингс-колледжа взяли клетки десны взрослых пациентов и ввели их в зародышевую соединительную ткань мышей. Полученная комбинация клеток была впоследствии пересажена лабораторным грызунам, благополучно прижившись в их челюстях. В результате у мыши вырос «гибридный» мышино-человеческий зуб.

Ученые говорят, что результаты исследования еще на шаг приближают то время, когда эта технология будет доступна пациентам. Однако, скорее всего, до начала широкого применения потребуются еще годы исследований. В другой работе ученые использовали эмбриональные стволовые клетки для создания так называемых «биозубов». Исследователи доказали, что их можно создать, но это дорого и непрактично в клинических условиях.

Ученые взяли эпителиальные клетки десны человека, вырастили их в лабораторных условиях и ввели их в мезенхимные клетки (зародышевую соединительную ткань) мышей. Клетки мышей способствовали росту эпителиальных клеток и превращения их в полноценные зубы.

Полученная комбинация клеток была пересажена мышам, у которых исследователи смогли вырастить гибридные (человеческие и мышиные) зубы с жизнеспособным корнем, рассказали авторы эксперимента в журнале, посвященном стоматологическим исследованиям — Journal of Dental Research. Ранее уже было доказано, что составляющие клеточной ткани, пересаженные в челюсть человека, могут развиваться и превращаться в полноценные зубы.

Следующим шагом ученые называют обнаружение легкого и доступного способа получения зародышевых соединительных тканей человека и выращивание их в достаточном количестве для последующего использования в клинических условиях. Руководитель исследовательской группы профессор Пол Шарп говорит, что такой тип клеток находится в пульпе «зуба мудрости», но трудность в том, чтобы получить достаточное количество клеток:

«Прогресс в том, что мы определили популяцию клеток, которую можно использовать в клинических условиях. Сейчас мы работаем над тем, чтобы найти простой способ получения соединительных тканей», — рассказывает ученый. Он надеется на то, что в один прекрасный день эта технология придет на замену нынешним зубным имплантатам, которые не могут восстановить естественную структуру корня зуба. Кроме того, трение в процессе еды и другие движения челюстью могут привести к стиранию кости вокруг имплантата.

«Но если мы хотим, чтобы новая технология работала, она должна стоить пациентам столько же, сколько и нынешний имплантат», — признаетсяпрофессор Шарп. По его словам, надо преодолеть еще немало препятствий, прежде чем можно будет выращивать во рту у пациента полноценный зуб. Однако дополнительным эффектом от подобных исследований становится возможность создания биопломб, что, по словам профессора, может стать реальностью в следующие 10-15 лет.

news.gradusnik.ru