Главная » НАУКА » Великобритания стала второй страной, где разрешены эксперименты над генами человека

Группа исследователей из Института Френсиса Крика под руководством биолога Кети Никен с недавних пор может проводить эксперименты над генами человека. Говоря точнее, редактировать геном человеческих эмбрионов. Соответствующее разрешение на днях выдало Министерство здравоохранения Великобритании. Это делает Великобританию второй страной в мире после Китая, где разрешены подобные эксперименты.

Одним из первых о решении британского регулятора сообщило информационное агентство AFP.

Согласно решению, редактирование генома будет проводится с лишними эмбрионами, которые остаются незадействованными после процедуры экстрокорпорального оплодотворения (ЭКО). Сейчас такие эмбрионы просто уничтожают.

Ученым разрешается использовать модифицированные эмбрионы только для фундаментальных исследований. Подсаживать их суррогатной матери – запрещено. Кроме того, на исследования наложено временное ограничение — эмбрионы могут быть использованы только в течение 14 дней, после чего должны быть уничтожены.

Что же касается оценки этичности экспериментов, эта задача возложена на специальную исследовательскую комиссию. Она уполномочена решать, соответствуют ли разрешения, получаемые от доноров материала, тем дополнительным экспериментам, которые будут проводится с эмбрионами.

Для модификации эмбрионов человека будет использоваться система CRISPR/Cas9, которая изначально была открыта как механизм бактериального иммунитета против вирусной ДНК. Впрочем, если раньше речь шла только о геноме отдельных (соматических) клеток, например, клеток сетчатки или стволовых клеток, то теперь подразумевается модификация целого генома эмбриона. Главным отличием здесь является то, что изменения затрагивают линии половых клеток и, соответственно, могут передаваться по наследству. Это беспокоит не только регуляторов, но и самих первооткрывателей технологии CRISPR/Cas9.

Первыми, кто применил CRISPR/Cas9 для модификации эмбрионов человека, были исследователи из Университета Сунь Ятсена в Гуанджоу. Научная статья с описанием исследования была опубликована в журнале Protein & Cell апреле 2015 года. Тогда ученые были удивлены низкой эффективностью данного способа, который ранее хорошо зарекомендовал себя на животных, но отметили необходимость разработки более совершенной версии для редактирования человеческих эмбрионов.

vkurse.ua