Главная » ЭКОНОМИКА » Минфин предложил подумать об акцизе на газировку и корректировках НДФЛ

Минфин предложил подумать об акцизе на газировку и корректировках НДФЛ

В бюджетном пакете на 2022–2024 годы Минфин предложил идеи для изменения налоговой системы на перспективу. Среди них — введение акциза на газировку, льгота для налога на вклады и изменение НДФЛ для работающих в России иностранцев

Фото: Александр Артеменков / ТАСС

Министерство финансов представило варианты совершенствования налоговой системы в ближайшие годы. Видение Минфина отражено в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов», разработанных вместе с проектом бюджета на трехлетку.

Ряд изменений в нем предлагается продумать «на перспективу». Как считают опрошенные РБК налоговые эксперты, большинство предложений Минфина носит косметический характер и может лишь донастроить налоговую систему, однако несколько трендов могут коснуться большого числа налогоплательщиков — речь о введении акциза на сладкие газированные напитки и двух изменениях во взимании налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Акциз на газировку

В разделе «Актуальные вопросы налогообложения на перспективу» Минфин рассматривает возможность «проработки предложения Минздрава России о введении акциза на калорийные безалкогольные газированные напитки в целях ограничения потребления таких продуктов». Отмечается, что это принесет дополнительные доходы бюджетной системе страны.

Предложение ввести акциз на слишком сладкие напитки как вредные для здоровья звучит не впервые. Изначально инициатива действительно исходила от Минздрава, но позже к идее возвращался и сам Минфин. В июне этого года ведомство даже просчитало ожидаемые доходы бюджета от нового сбора — 10–20 млрд руб. ежегодно. Тогда, как писали «Ведомости», рассматривалось два варианта «налога на сахар» — установление ставки акциза исходя из стоимости напитка или в зависимости от содержания в нем сахара.

Экономический эффект инициативы вызвал вопросы у экспертов. «Введение акцизов на калорийные безалкогольные газированные напитки может коснуться не только бизнеса, но и простых потребителей. Очевидно, что реализация инициативы повлечет за собой не только рост цен, но и возможное сокращение рабочих мест на заводах-производителях. Это потенциально может привести к снижению производства и продажи продуктов и, как следствие, к снижению поступлений НДС в бюджет», — полагает юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» юрфирмы «Лемчик, Крупский и Партнеры» Екатерина Жарова. Возникнут и проблемы юридической квалификации, предупреждает она. На данный момент неясно, что понимать под безалкогольными газированными напитками: ГОСТ содержит достаточно широкое определение.

Негативный опыт введения такого акциза был у Мексики, которая ввела такой сбор с 2014 года в размере 1 песо за литр газировки. Через год после введения акциза власти страны пришли к выводу, что уплата налога на вредные продукты (в стране ввели еще сбор на фастфуд) затронула в основном беднейших граждан и в меньшей степени коснулась среднего класса и состоятельных людей. Выяснилось, что с граждан с низкими доходами поступает почти 64% от сбора за подакцизные продукты. Введение акциза ударило по рынку труда и реальному сектору: через год в стране закрылись 30 тыс. минимаркетов, а работу в магазинах и на производствах потеряли около 60 тыс. человек.

В Европе первой акциз на вредные продукты в 2011 году ввела Дания — в размере €2,15 с каждого килограмма масла, жирного мяса и пиццы. Однако спустя два года акциз отменили — из-за негативного влияния на уровень занятости и сокращения потребления таких продуктов.

Сколько приносит странам акциз на газировку

В 2018 году, когда к введению акциза на напитки с высоким содержанием сахара готовилась Великобритания, газета The Guardian изучила, сколько сбор приносит бюджетам стран, которые его уже ввели. Мексика собирала £880 млн ежегодно, Франция — £263 млн, Бельгия — £87 млн, Финляндия — £79 млн. Сама Великобритания планировала зарабатывать на «сладком налоге» £863 млн каждый год.

НДФЛ для иностранцев

Среди перспектив налоговой политики, о которых обещает подумать Минфин, — четыре корректировки НДФЛ, которым облагаются доходы от трудовой деятельности, а также доходы по вкладам и ценным бумагам. Первым пунктом Минфин предлагает уравнять налоговые ставки на доходы от трудовой деятельности для резидентов и нерезидентов России. У экспертов две интерпретации этой инициативы, детали которой пока не прописаны.

По мнению адвоката Forward Legal Павла Капустина, речь может идти о снижении ставки НДФЛ для иностранцев с действующих 30% (по общему правилу) до 13% (или 15% при превышении доходов над суммой 5 млн руб. в год), как у резидентов России. В этом случае налоговая нагрузка снизится для нерезидентов, которые не имели возможности работать по патентам в России. Правда, их меньшинство — основная часть трудовых мигрантов (в основном из стран Средней Азии) имеют патенты и платят налог с заработной платы по ставкам, установленным для резидентов РФ, то есть стандартные 13% (или 15%), поясняет Капустин.

В свою очередь, управляющий партнер юридической компании Niemands Legal Александр Баранов предположил, что речь идет не о снижении НДФЛ для нерезидента с 30 до 13% (или 15%), а о введении НДФЛ для иностранных работников российских организаций, работающих дистанционно за пределами России.

Налоги с доходов россиян, работающих дистанционно на территории другой страны, идут в бюджет той страны, где находится работник, объясняет коллизию Жарова. «Если трудовой договор предусматривает рабочее место в иностранном государстве, вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей будет относиться к доходам от источников за пределами РФ и не является объектом обложения НДФЛ в России. Таким образом, работодатель (в целях интересов работника) может манипулировать определением рабочего места, выбирая государство, в котором ставка подоходного налога ниже», — поясняет она.

Какой бы из вариантов ни имело в виду Министерство финансов, уравнивание ставки НДФЛ выгодно для бюджета России, считают эксперты. «Уравнивание в налоговой нагрузке резидентов и нерезидентов поможет привлечь «интеллектуальный капитал» в Россию, и как следствие, повысить поступления в бюджет», — уверена Екатерина Жарова.

Корректировка налога на вклады

В блоке об изменениях в НДФЛ Минфин также предлагает уточнить правила начисления налога на процентный доход по депозитам физлиц на сумму больше 1 млн руб., который начал действовать с 2021 года. По задумке ведомства, неиспользованный налоговый вычет при расчете налога можно будет перенести на следующий год. Льгота будет актуальна для вкладов на небольшие суммы.

Сейчас из суммы процентного дохода по депозиту вычитается необлагаемая НДФЛ база, равная произведению 1 млн руб. и ключевой ставки Центробанка на 1 января года, за который уплачивается налог. К примеру, у вкладчика в начале 2021 года был открыт депозит на 1,5 млн руб. со ставкой 4,25% годовых, такой вклад принесет ему 65 тыс. руб. дохода в год. Чтобы рассчитать сумму НДФЛ, из 65 тыс. руб. нужно вычесть 42 500 руб. (1 млн руб., помноженный на ключевую ставку 4,25%, которая действовала на начало года) — получается налогооблагаемая база 22 500 руб., с которой нужно заплатить 13% налога, а именно 2925 руб. Фактические платежи по налогу за доходы 2021 года по таким вкладам придутся уже на 2022 год.

Однако могут возникнуть случаи, когда сумма налогового вычета выше, чем доходы по вкладу. Так может получиться, например, если ключевая ставка выше депозитной, а сумма вклада не сильно превышает планку 1 млн руб. Например, со вклада 1,1 млн руб. со ставкой 3,5% доход составил бы 39 124 руб., что ниже суммы налогового вычета 42 500 руб. Это означает, что вкладчику не нужно будет платить НДФЛ с доходов с такого вклада. Неиспользованный остаток льготы — 3376 руб. — по действующему регулированию теряется. Минфин предлагает предусмотреть возможность переноса такого остатка на следующий год для долгосрочных вкладов.

«Если произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России за налоговый период больше, чем фактически полученные налогоплательщиком проценты, то соответствующий остаток в целях налогообложения не учитывается. Предлагается дополнительно проработать вопрос о переносе неиспользованного остатка на следующий налоговый период по вкладам со сроком действия более одного года», — говорится в документе. С введением нормы на использование остатка вкладчик сможет уменьшить сумму налога в следующем году, говорит Александр Баранов.

Источник

Оставить комментарий