Главная » ФИНАНСЫ » Стоп-лист для капитала. Иностранные паспорта создадут проблемы богатым россиянам

Стоп-лист для капитала. Иностранные паспорта создадут проблемы богатым россиянам

Фото Bloomberg / Getty Images

В список рискованных юрисдикций от ОЭСР вошли популярные среди состоятельных россиян схемы и страны — Кипр, Мальта и ОАЭ

Организация экономического содружества и развития (ОЭСР) на прошлой неделе опубликовала на своем сайте разъяснения, касающиеся вопросов резидентства и гражданства для инвесторов. В них содержится важная информация для всех финансовых институтов, участвующих в инициативе по автоматическому обмену информацией (CRS).

Как я упоминал в предыдущей колонке для Forbes, ОЭСР запустила в начале 2018 году консультации под названием «Предотвращение злоупотребления местом проживания в рамках инвестиционных схем в обход CRS». Суть инициативы состоит в следующем: в то время, как существующие правила предоставления резидентства и гражданства для инвесторов позволяют получить его по вполне законным причинам — в обмен на инвестиции или за фиксированную плату, эти правила также могут быть использованы для сокрытия своих активов в офшорах с целью избежать соблюдения требований общего стандарта отчетности OECD/G20 (CRS).

Паспорта и другие документы удостоверения личности, полученные в рамках таких схем, могут быть неправомерно использованы для искажения юрисдикции налогового резидентства физического лица и способны поставить под угрозу соблюдение процедур в рамках CRS.

Страны повышенного риска

В своем сообщении ОЭСР обязывает все финансовые учреждения принимать во внимание результаты анализа таких высокорисковых схем резидентства при проведении оценки своих клиентов в рамках комплекса CRS. Стоит отметить, что ОЭСР проанализировала более 100 схем получения инвестиционного резидентства и выделила из них те, которые потенциально представляют высокий риск для целостности CRS. В список вошли все популярные среди состоятельных россиян схемы, которые, со слов банкиров, активно использовались с момента появления правил CRS.

Особое внимание аналитики ОЭСР уделили странам, которые предоставляют своим налогоплательщикам доступ к низкой ставке НДФЛ (менее 10%) на офшорные финансовые активы и не требуют значительного физического присутствия (не менее 90 дней) в юрисдикции в рамках программ для инвесторов. Это основано на предположении, что большинство людей, стремящихся обойти CRS через инвестиционные схемы, хотят избежать уплаты подоходного налога на свои офшорные финансовые активы, но при этом не готовы кардинально изменить свой образ жизни и предпочитают сохранить свою первоначальную страну проживания.

Вопросы у ОЭСР вызвали программы гражданства, резидентства и натурализации инвесторов на Кипре; гражданство для инвесторов в Доминиканской Республике и Гренаде; индивидуальная программа для инвесторов, резидентская и визовая программа на Мальте; гражданство и резидентство для инвесторов на островах Сент-Китс и Невис, резидентство для инвесторов в ОАЭ и ряд других менее популярных программ.

Безусловно, некоторые состоятельные россияне могли быть заинтересованы в резидентских схемах по ряду законных причин, включая желание начать новый бизнес в выбранной юрисдикции или добиться большей мобильности благодаря широкому безвизовому режиму, возможность получения зарубежного образования и трудоустройства для детей или право жить в стране с высокой политической стабильностью.

Тем не менее, как я упоминал ранее, с момента появления правил CRS активность на рынке услуг второго гражданства зашкаливала, что вызвало вопросы о возможном злоупотреблении такими схемами для обхода отчетности в рамках новых стандартов.

Как люди могут злоупотреблять такими схемами? Сценарий простой: банки с недавнего времени начали просить клиентов заполнять новые формы в рамках CRS. Эти формы носят характер самосертификации. Другими словами, клиент банка сам выбирал страну своего налогового резидентства и предоставлял своему банкиру подтверждающие документы, например сертификат резидентства, удостоверение личности или паспорт. При этом некоторые клиенты не только не проживали в заявленной стране, но и даже не претендовали на статус резидента для целей налогообложения.

Что изменится для состоятельных клиентов

И наконец, о самом главном. Как это сообщение ОЭСР может оказать влияние на отношения клиентов с их банками? В сообщении очень четко обозначено, что должны делать финансовые учреждения. В соответствии с разделом VII CRS, банк не может полагаться на самосертификацию клиентов, если знает или имеет основания полагать, что полученные от клиента подтверждающие документы являются недостоверными или ненадежными. Это касается как новых, так и существующих клиентов банка.

Как же понять, что заявленная клиентом информация является недостоверной? По рекомендации ОЭСР банкиры должны принимать во внимание всю имеющуюся у них в распоряжении информацию. При любых сомнениях относительно налогового резидентства владельца счета или контролирующего лица банкиру следует принять меры для его установления.

Теперь у банков появился еще один серьезный инструмент противодействия манипуляциям с налоговым резидентством — список стран от ОЭСР, на которые следует обращать особое внимание. То есть сам факт, что владелец счета или контролирующее лицо претендует на проживание в юрисдикции любой из этих стран, должен побудить банк задать клиенту дополнительные сведения, такие как:

— получили ли вы права на проживание по схеме инвестиционного гражданства/ВНЖ;

— обладаете ли вы правами на проживание в какой-либо другой юрисдикции;

— провели ли вы более 90 дней в любой другой стране в течение предыдущего года;

— в каких юрисдикциях вы подавали декларации по подоходному налогу за предыдущий год?

Ответы на вышеуказанные вопросы должны помочь финансовым учреждениям установить, являются ли предоставленные клиентами самосертификация или документальное подтверждение достоверными и надежными. Насколько мне известно, банки не ограничиваются вышеуказанным списком вопросов от ОЭСР. И ответы на эти вопросы уже не будут носить неформальный характер, а должны будут иметь документальное подкрепление. Судя по всему, то, чего многие ожидали в далеком будущем, уже cлучилось. Как новый инструмент повлияет на отношения состоятельных клиентов с банками? Думаю, многие из них почувствуют изменения очень скоро.

Источник

Оставить комментарий