Главная » ПОЛИТИКА » 75-летие окончания войны по-американски и по-русски: в чем разница

75-летие окончания войны по-американски и по-русски: в чем разница

Заканчивается май – месяц, который навсегда в нашем сознании связан с Великой победой. Он отмечается не только в России, но и в Америке тоже. Хотя это происходит, разумеется, не так, как у нас. Обычно в русскоязычных анклавах типа нью-йоркского Брайтон-Бич или Западного Голливуда в Лос-Анджелесе в День Победы проходят марши экс-советских ветеранов Великой Отечественной. В этом году, по причине глобальной пандемии коронавируса, все шествия были запрещены, а ветераны сидели по домам – не у кого спросить о событиях 75-летней давности.

фото: AP

Наш День Победы – 9 мая. Их, западный – 8 мая. Если кто забыл, напомню: подписание акта о капитуляции Третьего рейха состоялось майской ночью, когда в СССР уже наступило 9-е, а в Западной Европе и тем более в Америке было еще 8-е. В США 8 мая называют Днем Победы в Европе. Потому что на других театрах военных действий Вторая мировая война продолжалась еще без малого четыре месяца: акт о капитуляции Японии был подписан на борту американского линкора «Миссури» 2 сентября 1945 года.

Наших в Америке много – порядка 3,5 млн, но ветеранов Второй мировой даже в России осталось всего ничего, а в зарубежной диаспоре – и вовсе ничтожно мало. Тем не менее, боевитые старики умудряются еще и конфликтовать промеж себя, разделяясь на недружественные в отношении друг друга ветеранские союзы. Да и более молодые русскоязычные люди, живущие в США, порой умудряются даже шествие «Бессмертного полка» (в Америке и это есть) превратить из скорбного поминовения павших в манифестацию против врагов – внешних или внутренних, уже поверженных или тех, кто стоит в очереди «на раздачу».

Между тем, в любой стране, в том числе и в Америке, чтят память погибших, вспоминают их имена, отдают должное их подвигам, возлагают венки к их могилам и Вечному огню. Но 75 лет – это такой срок, по истечении которого бывшие враги уже не грозят друг другу. В первую очередь потому, что почти все из них давно лежат в земле сырой. А те, кто еще жив, давно помирились и вместе рассказывают внукам и правнукам о баталиях великой войны, которая закончилась три четверти века назад.

У американцев и англичан есть много хороших телепрограмм о Второй мировой войне – с документальной хроникой, с участием военных экспертов и ветеранов боевых действий. В отличие от российских телепередач такого плана, авторы этих программ показывают не только своих ветеранов, но и немцев, японцев и итальянцев, воевавших против союзных держав. Показывают и союзников – наших, экс-советских граждан. На мой взгляд, это очень интересно – увидеть одни и те же события войны с противоположных сторон.

И никакого остервенения – даже об ужасах, даже о зверствах (которые в большей или меньшей степени практиковали все воюющие стороны) рассказывают без яростных эмоций. Нет такой цели – возбудить ненависть к кому-либо. Цель – почтить память миллионов солдат, павших на фронтах Второй мировой, мирных жителей, погибших от бомбежек, артобстрелов и репрессий оккупантов, умерщвленных в газовых камерах узников концлагерей и прочих жертв чудовищной бойни всемирного масштаба. Цель – рассказать обо всем этом, чтобы не допустить повторения случившегося.

В Америке есть свои оценки того, во что обошлась человечеству Вторая мировая война. Приводимые в США цифры американских потерь и потерь других государств опираются на исследования ученых-историков, своих и зарубежных. Эти цифры можно найти в анналах Национального музея Второй мировой войны, который находится в Новом Орлеане. Людские потери всех стран разделены на два столбца: потери среди военнослужащих и общие потери, включая военных и гражданское население. Согласно этой таблице, Соединенные Штаты потеряли в общей сложности 418 500 человеческих жизней, из которых 416 500 приходится на солдат и лишь 2000 – на гражданских лиц.

Ну, хорошо, Америка – это особая статья, она позже других вступила в войну и была отделена океанами от основных театров военных действий, отсюда и ничтожно малые потери среди гражданского населения. А Англия, которую в 1940 году уже вовсю бомбили самолеты люфтваффе? Британия объявила войну нацистской Германии 3 сентября 1939 года, через два дня после вторжения Гитлера в Польшу. В это время у Москвы с Берлином еще продолжалась «love story», завершившаяся 22 июня 1941 года.

Так сколько жизней отдала Британия, которая воевала в Европе, Азии и Африке с 1939 года до 1945-го? Общее количество потерь англичан (не считая потерь Канады, Австралии, Индии и прочих доминионов и колоний Британской Империи) – 450 700, из них военные потери – 383 600, гражданские – 67 100. Британцы считают, что это очень много. С нашей колокольни английские цифры выглядят не столь впечатляюще…

Теперь давайте посмотрим на тех, кто противостоял антигитлеровской коалиции. Германия, согласно той же таблице, потеряла от 6,6 млн до 8,8 млн человеческих жизней; из этого числа 5 млн 533 тыс. погибших – это солдаты. Количество гражданских потерь относительно невелико, хотя, как мы помним, на территории Германии ближе к концу войны велись ожесточенные бои, ее нещадно бомбили и в конечном итоге оккупировали союзные державы.

Австрия потеряла 384 700 человек, в том числе 261 000 военнослужащих. Италия: 457 000 погибших, в том числе 301 400 военных. Япония потеряла от 2,6 млн до 3,1 млн, из которых 2 млн 120 тыс. погибших – солдаты. В число гражданских потерь входят жертвы атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки (по разным данным, общее количество смертей в обоих городах составило от 129 000 до 226 000).

В отношении Советского Союза американцы приводят такие цифры: погибших – 24 млн, из которых от 8,8 млн до 10,7 млн – военнослужащие. Дело, конечно, не в цифрах, хотя и в них тоже – за ними стоят жизни людей. Главное другое: память о великой Победе – это часть патриотизма, но его уже давно пора отделить от «наступательного патриотизма». Последний подразумевает, что наша нация великая, а все остальные доброго слова не стоят, и в отношениях с Россией заслуживают только роли младших партнеров. Если мы выигрываем, остальные проигрывают – в теории игр это называют «win-lose». К неконфронтационному мышлению («win-win») мы не приучены. А жаль – «win-win» приносит гораздо больше выгод, чем «win-lose». Недаром многие люди, добившиеся большого успеха в жизни, считают своей настольной книгой «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги – в ней речь идет как раз об этом. Когда-то этой книгой в русском переводе зачитывались советские граждане. А сейчас ее забыли даже на родине автора – в США, где взаимного уважения и терпимости становится все меньше, а агрессивной оголтелости – все больше.

Илья Бараникас

Источник

Оставить комментарий