Главная » ПОЛИТИКА » Как Минск принимает мигрантов и почему они пока не спешат на границу с ЕС

Как Минск принимает мигрантов и почему они пока не спешат на границу с ЕС

Многие прилетевшие в Минск мигранты не намерены ехать в стихийный лагерь на белорусско-польской границе из-за ужасных условий в нем и надеются переждать ситуацию в столице Белоруссии. Корреспондент РБК выяснил, как они в ней живут

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Где находится место встречи мигрантов в Минске

Столица Белоруссии в лучах осеннего солнца выглядит привычно пустынной в будний день. На улицах можно встретить только местных и туристов из России. О том, что город стал главным хабом по принятию мигрантов из стран Ближнего Востока, с первого взгляда догадаться трудно. Причина в том, что они передвигаются лишь определенным маршрутом.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Обычно те, кто приехал от турфирмы, организованной группой садятся в микроавтобус и едут в один из столичных отелей, остальные сами добираются до объекта размещения на такси. Через пару дней мигранты уезжают в Гродно, а оттуда — на границу с Польшей. Однако последние несколько дней новых людей, желающих попасть в стихийный лагерь беженцев у КПП «Брузги», почти не наблюдалось.

Сотни людей остались в Минске. Их местом встречи стал торговый центр «Галерея Минск» в центре города на проспекте Победителей, перейти который можно по подземному переходу. В пятницу, 12 ноября, у входа в подземный переход можно было заметить десятки молодых мужчин с рюкзаками и спальными мешками, которые или сидели, или, оставив вещи, стояли группами, или прогуливались из стороны в сторону.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Вместе с ними находились четверо мужчин славянской внешности, которые иногда перебрасывались парой слов с мигрантами и звонили по телефону — обычно так ведут себя координаторы групп. Всего на улице было не менее ста человек с Ближнего Востока. В торговом центре их также было много: они стояли в очередь к банкомату, чтобы снять деньги, группами сидели в кафе или просто прогуливались по помещению ТЦ, пользуясь бесплатным доступом к Wi-Fi. Никто из них не перемещался поодиночке.

Стихийный лагерь в Минске

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Корреспондент РБК подошел к группе мужчин, наблюдавших с верхнего этажа торгового центра за посетителями, и поинтересовался, откуда они. Двое из них говорили по-английски. Более разговорчивый по имени Матин признался, что все они приехали из разных городов Ирака, в основном из курдского региона. За проезд отдали от $2400 до $5 тыс. По его словам, расценки зависят от того, где человек живет. В крупных городах и столице Багдаде стоимость турпакета будет значительно дешевле, чем где-то в деревне. Все они прилетели в Минск через Стамбул и уже почти неделю находятся в городе.

В лагерь беженцев на границе они пока не спешат: посмотрели много видеороликов, которые показывают спартанские условия жизни их земляков. Кроме того, у многих там есть друзья или родственники, которые им рассказывают, что выбраться из лагеря пока что невозможно. О том, что Польша закрыла границу, иракцы узнали, уже прилетев в Минск и заселившись в отель. Визы у них еще действуют — их открыли на 30-дневный срок, а вот бронь отеля закончилась. Где они будут жить дальше, узнают вечером, решить вопрос им помогают через группу в Telegram. «Последнюю ночь пришлось провести в однокомнатной квартире, где стояли двухъярусные кровати. Всего нас там было 20 человек. За ночь отдали по $10», — рассказывает Матин, показывая на телефоне видео того, как его друзья спят на таких кроватях.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

К группе подошел еще один молодой человек лет 25. У корреспондента РБК он спросил, откроет ли Польша границу. Он сам, как и его друзья, в этом не уверен. Пока они планируют остаться в Минске: спать на двухъярусной кровати лучше, чем в палатке, но что делать дальше, не знают. Домой возвращаться они не хотят, хотя трое и рассматривают такую возможность. Двое сказали, что могут допустить, что на время останутся в Минске, но для этого у них нет документов. В отличие от жителей лагеря у границы с Польшей, которые днем ранее говорили РБК, что у Польши нет другого выбора, как сдаться и открыть границу, вновь прибывшие не разделяют их оптимизма. Говорить на камеру они тоже были не готовы: пока действуют визы, они находятся в стране законно, но кто знает, что с ними будет через пару недель. Похожие опасения высказывали и другие собеседники РБК.

В поисках брата

Один из них, Рахматулла, на прекрасном английском рассказал, что приехал сюда из Европы искать младшего брата. Сам он в молодости перебрался из Турции через Италию дальше в Европу и уже давно получил гражданство, отучился, живет там и работает. Вся семья осталась в Ираке. О том, что его младший брат уехал в Белоруссию, он узнал от отца, с которым тот перестал выходить на связь. Как объяснил Рахматулла, его брат самостоятельно оформил визу в Турцию и купил билет до Минска. К услугам фирм, по его мнению, прибегают лишь те, кто не готов приложить немного усилий или не знает, как делать такие, на его взгляд, элементарные вещи.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Иракцы, по его словам, и раньше ездили через Минск, но это был небольшой поток, логистику они выстраивали сами. После того как маршрут появился в новостях, а посредники стали предлагать свои услуги, спрос резко вырос. При этом собеседник РБК поражается, что многие действительно продают свои дома и все имущество, вместо того чтобы продумать переезд самостоятельно. Бежать из Ирака курды, по его словам, не перестанут: межэтническая ненависть и коррупция в стране толкают их на этот шаг. «Тяжело наблюдать за тем, что у твоей страны есть нефть, все богатства, но тебе никогда не приблизиться даже к их частице. Если ты курд, то твой удел с рождения — бедность и жизнь на грани выживания», — сказал он.

Своего брата он нашел три дня назад. По его словам, тот сначала был в стихийном лагере у КПП «Брузги», потом прорвался в Польшу, но был пойман пограничниками и возвращен обратно в Белоруссию. Вторую попытку предпринял уже на границе с Литвой. Она также закончилась ничем. Весь в синяках и ссадинах, он который день отказывается возвращаться к отцу в Ирак и норовит вновь сбежать на границу с Польшей, сетует Рахматулла. «Я не знаю, что с ним делать. Домой он не хочет, а я его с собой взять не могу, у него же нет никаких документов! Он этого не понимает, а мне уже пора возвращаться. Пока живем в отеле, я снял нам номер, но что будет дальше, не знаю», — сказал он.

Койко-место бедным, отели богатым

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Отели, в которых селятся мигранты, расположены вблизи торгового центра — этим и объясняется их скопление у этого здания. Трехзвездочный отель «Юбилейный» расположен в нескольких минутах ходьбы. Когда корреспондент РБК поравнялся со входом в гостиницу, из нее вышла семья с двумя детьми-подростками в сопровождении женщины славянской внешности. В лобби также сидели мужчины, женщины с детьми стояли у лифтов, ведущих к номерам. В еще одном бюджетном отеле «Планета» на первом этаже были только мужчины — выходцы с Ближнего Востока. Всего их в лобби было больше десяти человек. Кто-то стоял у барной стойки, другие сидели на диванах. Еще пара человек пили кофе в маленькой кофейне внутри здания. Здесь за входом внимательно наблюдал охранник, готовый подняться с места, если увидит посторонних людей.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Как рассказали РБК несколько жильцов соседних домов, квартиры в них также стали переоборудовать под прием мигрантов. Одновременно в доме в разных квартирах проживают порядка 25–30 человек, но они часто меняются. «Минск не узнать. Соседей не узнать. Откуда они все взялись?» — посетовал один из собеседников. Другой выразил мнение, что прием мигрантов стал выгодным бизнесом и те, кто в состоянии сдать свою квартиру, пользуются такой возможностью.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Источник

Оставить комментарий