Фото: Jim Bourg / Reuters
Внесенная в конгресс 13 февраля новая версия законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля» (DASKA) смягчает потенциальные санкции в отношении российских банков, следует из текста документа, который оказался в распоряжении РБК. В карточке законопроекта на сайте конгресса США его пока нет; первым об этом написал The Bell.
Прошлогодняя версия документа предусматривала, что президент США должен заблокировать активы и операции в американской юрисдикции одного или нескольких российских финансовых институтов из перечисленных: Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Промсвязьбанк. Новая версия содержит гораздо более мягкое положение: президент должен заблокировать активы и операции любого российского финансового института, который, как определил глава государства, «предоставил финансовую или иную поддержку с целью вмешательства правительства РФ в демократический процесс или выборы любой другой страны».
Таким образом, предыдущая версия законопроекта предполагала санкции против российских госбанков просто за то, что они госбанки. Новая же вводит конкретное условие: поддержка вмешательства в дела других стран.
«Мы считаем, крупные публичные банки России не участвовали в финансировании подобных операций», — написали 14 февраля в обзоре аналитики ITI Capital Искандер Луцко и Анна Лакейчук.
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
Экспорт СПГ не из России
Кроме того, версия DASKA 2.0, как уже сообщалось, предусматривает введение санкций против любого лица (американского или иностранного) за преднамеренные инвестиции в российские объекты по экспорту сжиженного природного газа (СПГ), расположенные за пределами России. Такая инвестиция, чтобы попасть под санкции, должна «прямо и значительно способствовать строительству Российской Федерацией объектов по экспорту СПГ за пределами РФ» и превышать $1 млн.
Экономика
«Страх вернулся на рынок»: по кому ударят новые американские санкции
Российских СПГ-проектов за рубежом практически не существует, говорит директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Правда, то, что СПГ впервые упоминается в контексте антироссийских санкций, не может не тревожить, указывает он.
«Роснефть» в 2017 году приобрела 30% в египетском месторождении Zohr. В 2019 году Египет планирует начать экспорт газа, в том числе в виде СПГ, но на данном этапе не ясно, будет ли «Роснефть» напрямую или в рамках своей доли в Zohr участвовать в производстве СПГ в Египте, отмечают аналитики ITI Capital.
Кроме того, среди новых санкционных положений DASKA — потенциальные ограничения, аналогичные блокирующим санкциям SDN (Special Designated Nationals), в отношении всех компаний, работающих в судостроительном секторе России. Такие санкции возможны, если госсекретарь США определит, что Россия нарушила свободу судоходства одного или нескольких судов в Керченском проливе или еще где-либо.
Авторы:
Иван Ткачёв, Евгений Пудовкин