Главная » ПОЛИТИКА » «Упыри, навозные жуки»: депутаты предложили создать закрытый перечень оскорблений

«Упыри, навозные жуки»: депутаты предложили создать закрытый перечень оскорблений

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который называют «законом о хамстве чиновников». Но за компанию с чиновниками предлагается строже штрафовать за оскорбления и простых смертных, причем и в соцсетях тоже.

фото: Наталия Губернаторова

«МК» писал об инициативе, подписанной вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком и главой думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александром Хинштейном («ЕР»).

С трибуны Госдумы г-н Хинштейн выразил надежду, что законопроект «поможет положить конец явлению, именуемому хамством чиновников». Не секрет, сказал он, что в последнее время проявления «чванства, хамства и нетерпимости со стороны представителей власти вызывает особенно ожесточенную и негативную реакцию нашего общества». Но по действующей статье Кодекса об административных правонарушениях 5.61 («Оскорбление») наказать их, по словам депутата, не всегда получается. И вот предлагается дополнить эту статью специальным пунктом, который будет за оскорбление, допущенное «лицом, занимающим государственную или муниципальную должность в связи с осуществлением им своих полномочий» карать на 50-100 тысяч рублей с дисквалификацией на год. А если чиновник не угомонится, и в течение года допустит повторное хамство — штраф повышается до 100-150 тысяч рублей, а срок дисквалификации продлевается до 2 лет.

Кроме того, сказал докладчик, повышается ответственность «и для всех остальных категорий» граждан. То есть для всех. Нынешний штраф в 1-3 тысячи рублей «никакой профилактирующей роли не несет», считают авторы законопроекта, и предлагают ужесточить наказание до 3-5 тысяч рублей. Это если оскорбление «обычное». А если оно совершено в СМИ, публично или в Интернете (про Интернет сейчас КоАП отдельно не упоминает) -размер санкции повышается до 10-15 тысяч рублей.

Но и это ещё не всё. Сейчас КоАП считает оскорблением «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Что неправильно, сказал г-н Хинштейн, потому что «русский язык богат, и оскорбить другого человека можно и не прибегая к матерным выражениям». И вот предлагается наказывать за оскорбление не только отдельных лиц, но и группы лиц, и не только в неприличной, но и в «иной унизительной форме, оскорбляющих общественную нравственность».

Таким образом, речь идет о существенном переформатировании всей статьи КоАП, которая про оскорбления.

Г-н Хинштейн сообщил, что правительство эти предложения поддержало, высказав несколько замечаний.

О заключении профильного Комитета по госстроительству и законодательству рассказал Виктор Пинский («ЕР»). Инициативу в этом заключении тоже рекомендуется поддержать, и тоже с учетом замечаний. Во-первых, понятие «иные унизительные формы» нигде в законодательстве РФ больше не встречается, и, чтобы предотвратить расширительное его толкование, надо предусмотреть «закрытый перечень форм оскорблений». 

Во-вторых, надо бы уточнить, что оскорбления в Интернете наказуемы по повышенному тарифу лишь в том случае, если сделаны к «сетях, доступ к которым не ограничен определенным кругом лиц». И, наконец, особая ответственность для чиновников за оскорбления в связи с осуществлением ими своих полномочий, как в свое время постановил Конституционный суд, возможна лишь в том случае, если «объективно оправдана, обоснована и преследует конституционно значимые цели». Является ли поставленная авторами цель таковой — в заключении профильного комитета ничего не говорится. 

На вопрос Алексея Куринного (КПРФ) «будет ли являться оскорбление из уст мэра, если он копает картошку на огороде, оскорблением в связи с исполнением должностных полномочий», г-н Хинштейн ответил, что да, будет. «Если бы было написано «при исполнении своих полномочий — то это только в рабочем кабинете, а «в связи с исполнением» — это 24 часа 7 дней в неделю, и в кабинете, и в огороде, и в соцсетях», пояснил единоросс.

Сергей Иванов (ЛДПР) поинтересовался, будут ли наказана по новым правилам та чиновница, которая заявила, что «государство не просило вас рожать». Г-н Хинштейн ответил, что если бы такой закон уже был принят — то да, на 50-100 тысяч рублей. А так как обратной силы ужесточающие наказания нормы КоАП вообще не имеют, то подобное Ольге Глацких, теперь уже бывшей чиновнице из Екатеринбурга, не грозит.

Аналогичный вопрос задал и Дмитрий Ионин («СР»). По его словам, советник губернатора Орловской области в соцсетях назвал рассказавшего в эфире о состоянии медицины в регионе фельдшера «балаболом и пустобрехом», а раньше он критиков вообще называл, мол, «упырями, лошаками и навозными жуками». Г-н Хинштейн и тут сказал, что обратной силы закон иметь не будет, и выразил уверенность, что в случае принятия он станет «сдерживающим фактором, чтобы чиновники 10, 20 раз подумали, прежде чем позволить себе подобные выпады».

Выступления от фракций показали, что «ЕР» и ЛДПР голосуют «за», «СР» — в большинстве «за».  КПРФ против, сказал от имени фракции Юрий Синельщиков. Все пять новшеств, предложенных авторами, раскритикованы и в официальном отзыве правительства, и в заключении профильного комитета, и в заключении думского правового управления, напомнил он, «и от концепции ничего не останется, если эти замечания устранить».

Что останется от законопроекта — станет ясно не раньше осени: срок подачи поправок заканчивается 5 августа, а весенняя сессия закроется в конце июля.

Марина Озерова

Источник

Оставить комментарий