Главная » ЭКОНОМИКА » Дефицит федерального бюджета сократился до ₽2,6 трлн

Дефицит федерального бюджета сократился до ₽2,6 трлн

Дефицит федерального бюджета в первом полугодии 2023 года сложился на уровне 2,6 трлн руб., сообщил Минфин. Расходы возвращаются в норму, а ненефтегазовые доходы растут, отчиталось министерство

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Дефицит федерального бюджета в первом полугодии 2023 года составил 2,595 трлн руб. Это следует из предварительной оценки исполнения федерального бюджета за январь—июнь 2023 года, опубликованной Минфином. По сравнению с предварительными данными ведомства на конец мая дефицит за июнь сократился на 816 млрд руб.

В действующем законе о бюджете дефицит на весь 2023 год заложен в размере 2,93 трлн руб., или 2% ВВП. Таким образом, на данный момент дефицит находится в пределах плана.

Доходы бюджета в июне 2023 года составили 2,56 трлн руб., что на 29,8% выше доходов июня предыдущего года (1,97 трлн руб.), рассчитал РБК по данным Минфина. Расходы в прошедшем месяце, однако, оказались на 16% ниже, чем в аналогичный период 2022 года (1,75 трлн руб. против 2,08 трлн). Динамика трат отражает замедление темпа расходования средств после всплеска января—февраля, связанного с интенсивным авансированием госзаказа (в том числе оборонного). По сравнению с маем 2023 года июньские расходы снизились еще сильнее — на 27% (в мае они достигали 2,4 трлн руб.).

Экономика

Нормализация

Полугодовая динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствует о продолжающейся нормализации исполнения федерального бюджета, заявили в Минфине. Так, несмотря на то, что совокупный объем доходов в январе—июне снизился на 12% год к году и составил 12,38 трлн руб., в части ключевых ненефтегазовых доходов — как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом — наблюдается «устойчивая положительная динамика», указывают в ведомстве.

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета увеличились на 17,8% в годовом выражении и достигли 9 трлн руб. за первое полугодие, следует из данных Минфина. В частности, на 17% выросли общие поступления по НДС (до 5,3 трлн руб.). По оперативным данным Минфина на 28 июня, внутренний НДС за период с начала года принес лишь на 2% больше, чем за аналогичный период 2022 года, однако НДС с импорта товаров увеличился на 24%, что отражает в том числе восстановление импортных объемов.

Читайте на РБК Pro

«Жизнь коротка, сходи за шоколадом»: Жан-Клод Ван Дамм — о питании

Новая соцсеть Threads: что значит запуск аналога Twitter

У вас идет выездная налоговая проверка. Что надо знать о своих правах

Вы хотите торговать на нескольких маркетплейсах сразу: к чему готовиться

В то же время поступления по налогу на прибыль по итогам первого полугодия, напротив, сократились — на 4,3% в годовом выражении, до 867 млрд руб.

В части нефтегазовых доходов Минфин пока продолжает продавать иностранную валюту (юани) из своих резервов в связи с недопоступлением этих доходов, однако на июль ведомство прогнозирует недостачу всего лишь на уровне 4,5 млрд руб., что указывает на возможный предстоящий переход к покупкам валюты по бюджетному правилу. «Месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн руб. в год)», — отмечают в Минфине.

Нефтегазовые доходы снизились в первом полугодии 2023 года на 47% к аналогичному периоду предыдущего, до 3,38 трлн руб. Это связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Urals, а также падением цен и объемов экспорта природного газа, пояснили в Минфине. Уточнение механизма определения налоговой базы нефтяных налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений во втором полугодии, надеются там.

Экономика

Превышение плана

«Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) вышла в устойчиво положительную область — в том числе к уровню 2021 года <…>. В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января—июня свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете», — оптимистичны в Минфине.

Согласно действующему закону о бюджете, в 2023 году ненефтегазовые доходы прогнозируются в объеме 17,19 трлн руб. (11,5% ВВП). Министр финансов Антон Силунов ранее заявлял, что по итогам года они могут выйти «в небольшой плюс» (относительно плана). Размер ненефтегазовых доходов — один из компонентов бюджетного правила, который в сумме с расходами на обслуживание госдолга и сальдо бюджетных кредитов определяет потолок годовых расходов бюджета. Превышение запланированного размера ненефтегазовых доходов даст возможность увеличить расходы в пределах этой «дельты».

«В 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете, и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами бюджетного правила)», — подтверждают в Минфине.

По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за шесть месяцев 2023 года составил 14,98 трлн руб., превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 19%. При этом траты в рамках госзакупок в первом полугодии составили 3,65 трлн руб. — 73% от плана, заложенного в законе о бюджете.

В марте 2022 года правительство на фоне санкционных сложностей в экономике разрешило участникам госзакупок, включая гособоронзаказ, получать аванс до 90% цены контракта вместо обычных 30%. На 2023 год правительство предусмотрело авансирование в размере до 50% цены против 30% ранее. «Повышение размера авансирования даст организациям доступ к дополнительным ресурсам, поможет им быстрее и эффективнее решать поставленные задачи при обеспечении безусловного контроля за расходованием бюджетных средств», — объясняли в правительстве.

Авторы

Теги

Источник

Оставить комментарий