Главная » ФИНАНСЫ » Аналитики назвали сроки восстановления рынка грузоперевозок

Аналитики назвали сроки восстановления рынка грузоперевозок

Перевозки грузов морским, автомобильным и железнодорожным транспортом в России восстановятся до допандемийного уровня в 2022 году, прогнозируют аналитики НКР. Пассажирские авиаперевозки вернутся к этим показателям лишь в 2024 году

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Российские транспортные компании, занимающиеся грузоперевозками, которые в отличие от большинства пассажирских перевозчиков пострадали не так сильно от пандемии коронавируса, продолжат наращивать прибыль в 2022–2023 годах. Об этом говорится в аналитическом обзоре рейтингового агентства «Национальные кредитные рейтинги» (НКР; у РБК есть копия).

Драйвером роста как для грузовых перевозчиков, так и для стивидорных компаний (занимаются погрузкой и разгрузкой товаров в портах) стал несырьевой рынок — продовольствие, другие товары повседневного спроса, электроника, фармпрепараты и медицинские изделия. Их доходы растут в том числе благодаря увеличению тарифов на перевозку грузов: на железнодорожном и автомобильном транспорте в 2022 году они вырастут в пределах 10%. «Тарифы вырастут из-за роста спроса и операционных расходов по большинству видов транспорта», — говорит аналитик группы корпоративных рейтингов НКР Лия Баймухаметова. Рост тарифов и логистические проблемы, к примеру на Дальнем Востоке, играют на руку компаниям, предлагающим мультимодальные сервисы, добавляет она.

Почему перевозки грузов оказались в плюсе

После падения в пандемийном 2020 году в первой половине этого года грузооборот железнодорожного транспорта составил 1304 млрд ткм и практически достиг уровня аналогичного периода допандемийного 2019 года, автотранспорта — 75 млрд ткм (+4%), водного (морского и речного) — 44 млрд ткм (+2%), авиации — 4 млрд ткм (+ 21%), следует из данных Минтранса.

«Грузовые перевозки стали главными получателями доходов в 2020 году, а большинство пассажирских перевозок оказались убыточными. Такая ситуация сохранится по итогам 2021-го и еще как минимум два года», — говорится в отчете НКР.

Операционная прибыль авиакомпаний от грузовых перевозок в 2020 году выросла на 982%, в первом полугодии 2021 года — на 1039%, морских перевозок — на 142 и 81% соответственно. При этом прибыль от перевозки грузов по железной дороге в прошлом году упала на 101%, в первом полугодии 2021 года — на 91%. Аналитики НКР объясняют это снижением отгрузки угля, металлов, цемента и нефтепродуктов.

Активное развитие электронной коммерции и значительный рост продаж товаров повседневного спроса сказались положительно на автомобильных грузоперевозках, говорится в обзоре. Но конкретных данных по этому сегменту НКР не указывает, приводятся только данные группы Globaltruck, крупнейшего автомобильного FTL-перевозчика (доставка грузов с полной загрузкой автомобиля) на Урале и в Сибири, — ее операционная прибыль увеличилась по итогам первой половины 2021 года на 60%.

Какие компании оказались самыми прибыльными

По мнению экспертов НКР, в последние годы менялась картина рентабельности грузоперевозок: если ранее показатели были выше для железнодорожных перевозок (16%), то в 2020 году на первое место по рентабельности вышли воздушный (25%) и морской транспорт (11%). А рентабельность продаж железнодорожных грузоперевозок стала отрицательной (-1%).

«Эта тенденция сохраняется в 2021 году и может даже усилиться в следующем», — считают аналитики. Новый тренд они связывают с ростом мировых тарифов на перевозки, который был вызван в том числе дефицитом грузовых самолетов и сухогрузов, и с логистическими сбоями из-за сокращения закупок Китаем и введенных Пекином новых правил перевозки в связи с коронавирусными ограничениями.

За последние два года значительно выросли ставки на контейнерные и морские перевозки. Мировой контейнерный индекс WCI и индекс морских перевозок сухогрузов BDI подскочили в два раза в 2020 году и продолжают повышаться — на 150 и 175% соответственно с начала 2021 года. Из-за этого импортные товары повседневного спроса продолжат дорожать и в 2022 году, говорится в отчете.

Повышение тарифов и логистические сбои улучшат финансовые показатели компаний, реализующих мультимодальные перевозки. Выше всего потенциал роста прибыльности и маржинальности у таких компаний, как «Трансконтейнер» и Fesco, считают аналитики НКР. «Мы верим в долгосрочный потенциал российского контейнерного рынка», — подтвердили РБК в пресс-службе «Трансконтейнера». В 2020 году по сети РЖД было перевезено около 5,8 млн груженых и порожних 20-футовых контейнеров (TEU), что на 15,9% больше, чем за 2019 год, сообщала российская монополия. По итогам 2021 года специалисты «Трансконтейнера» ожидают увеличения российского контейнерного рынка на 10,5–11%, сообщили РБК в пресс-службе компании. Но в 2022 году рост замедлится до 9%. «Это связано в том числе с ограниченностью инфраструктуры, особенно на погранпереходах и подходах к портам, а также с ценовым давлением на контейнерные перевозки в связи с увеличением тарифов», — объясняет представитель «Трансконтейнера».

По словам Баймухаметовой, из-за увеличения транзитных контейнерных перевозок растет погрузочно-разгрузочная деятельность в портах. Аналитики НКР указывают, что стивидорные компании, несмотря на снижение доходов грузоперевозчиков в период пандемии, оказались в наибольшем плюсе из всех транспортных компаний.

В группе Global Ports (один из крупнейших операторов портовых терминалов) считают, что в большем плюсе все-таки не операторы портов, а судоходные компании. Во время пандемии в несколько раз выросли мировые ставки фрахта, что обусловлено комплексом факторов: глобальный рост спроса в сегменте электронной коммерции, дефицит порожних контейнеров и провозных емкостей на морских судах, поясняет представитель Global Ports. В связи с тем, что стоимость перевозок резко выросла, основной рост доходов наблюдается у судоходных линий, резюмирует он.

В любом случае на прогнозы развития авиационного и железнодорожного пассажирского сообщения влияет неопределенность ситуации с введением QR-кодов. В случае, если их проверка станет обязательной в начале 2022 года, число поездок пассажиров в поездах дальнего следования и в самолетах может «заметно снизиться» при сохранении текущих темпов вакцинации; соответственно, заметно уменьшится и выручка перевозчиков, прогнозируют аналитики НКР. Из-за введения QR-кодов трафик на внутренних авиалиниях может сократиться на 50%, считают в S7, крупнейшей частной авиакомпании России. С этой оценкой согласны в Utair и Международной ассоциации аэропортов.

Аналитики НКР уверены, что в целом прибыль и объемы пассажирских железнодорожных перевозок восстановятся в 2022 году, авиаперевозок — только в 2024 году. В ноябре глава группы «Аэрофлот» Михаил Полубояринов на встрече с президентом Владимиром Путиным говорил, что мировая авиаотрасль находится в глубоком кризисе. По его оценке, возврат российского рынка авиаперевозок к уровню 2019 года ожидается не ранее 2023 года.

Источник

Оставить комментарий