Главная » ФИНАНСЫ » Авдолян предложил за свой счет построить третью ветку БАМа

Авдолян предложил за свой счет построить третью ветку БАМа

Компания Альберта Авдоляна заявила о планах построить за свой счет частную железную дорогу от Эльги до Охотского моря. Эксперты оценивают проект в $2,5–3 млрд, он может стать альтернативой третьему этапу расширения БАМа

Фото: Евгений Епанчинцев / РИА Новости

«А-Проперти» Альберта Авдоляна намеревается построить частную железную дорогу от Эльгинского месторождения (95% принадлежит компании, еще 5% у «Ростеха») до Охотского моря Эльга — Чумикан и порта для экспорта угля. Об этом РБК рассказала представитель компании Анастасия Харитонова.

По ее словам, протяженность дороги составит около 500 км и по ней можно будет поставлять 30 млн т угля в год. По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, железная дорога вместе с портом может обойтись «А-Проперти» в $2,5–3 млрд. Харитонова не стала комментировать инвестиции.

Об этом проекте упомянул глава РЖД Олег Белозеров на совещании с президентом Владимиром Путиным 7 июля. «Коллеги предложили вариант — построить вообще отдельную ветку в сторону Тихого океана <…>. То есть это будет даже не БАМ и не Транссиб, а еще одна новая ветка выше, третья, параллельная, в сторону Тихого океана», — сказал он. Другие детали проекта он не раскрыл.

Путин сказал, что первый раз об этом слышит, но поручил «делать, если это целесообразно». «Просто надо что-то делать, нельзя сидеть там просто», — добавил президент, имея в виду необходимость увеличивать транспортные возможности для поставок угля.

В 2020 году предприятия Якутии (помимо «дочки» «А-Проперти» — «Эльгауголь» —  одной из крупнейших компаний в республике является «Колмар», принадлежащий Анне Цивилевой) добыли 20 млн т, в этом году собираются удвоить добычу, а с 2025 года они планируют отправлять на экспорт 64 млн т, из них 30 млн т — Эльга. Это вдвое превышает возможности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, даже с учетом модернизации (предусматривает вывоз только 32 млн т).

Что известно о проекте

Описание проекта «А-Проперти» содержится в письме Олега Белозерова, которое он отправил вице-премьеру Марату Хуснуллину (курирует в правительстве строительство в том числе железнодорожной инфраструктуры) 30 июня. У РБК есть копия письма, его подлинность подтвердил один из грузоотправителей.

«Первый вариант [обеспечение вывоза дополнительных объемов угля из Якутии] предусматривает строительство нового угольного терминала в заливе Удская губа Охотского моря (в районе п. Чумикан) и железнодорожной линии от Эльгинского месторождения до п. Чумикан за счет средств грузоотправителя без привлечения средств государственной поддержки», — пишет Белозеров.

По его словам, это позволит высвободить пропускные и провозные способности БАМа, сократит расстояние перевозки угля из Якутии более чем в два раза по сравнению с перевозкой в порты Ванино-Совгаваньского узла и более чем в пять раз, чем через порты Приморского края. По предварительным оценкам, срок реализации такого проекта может составить пять лет, добавляет глава РЖД.

Представитель «А-Проперти» не стала комментировать это письмо, но подтвердила, что строительство дороги и порта займет «примерно пять лет» и проект будет реализован исключительно за счет операционного потока группы Эльгинского угольного комплекса, собственных и привлеченных средств. «Привлечение субсидий и/или иных мер государственной поддержки в рамках данного проекта не предполагается», — подчеркнула Харитонова.

Оценивая стоимость новой железной дороги и порта, Гришунин приводит в пример проект строительства другой частной дороги — Кызыл — Курагино в Туве, которую собирался реализовать бизнесмен Руслан Байсаров также для вывоза угля со своего месторождения. По данным на 2017 год, однопутная ветка длинной 410 км, которая должна была проходить в крайне пересеченной местности, оценивалась в 126,6 млрд руб. ($1,69 млрд), или $4,1 млн за километр пути. Но этот проект так и не был реализован, в апреле 2021 года его отложили на пять лет. Поскольку строительство дороги до Охотского моря вряд ли будет сильно легче технически, то его стоимость можно предположить на уровне $5–6 млн за километр двухпутного пути, или $2,5–3 млрд, объясняет эксперт.

По словам Гришунина, этот проект может окупиться в течение десяти лет при отправке минимум 22,5 млн т ежегодно при условии, что компания не будет платить инфраструктурный тариф. Проект очень амбициозный, и его реализация могла бы существенно расширить транспортные возможности страны, добавил он.

РЖД прорабатывают различные варианты вывоза угля из Якутии в рамках поручения президента, а также все возможности эффективного использования государственных средств на реализацию инфраструктурных проектов, сообщили РБК в пресс-службе компании. РБК направил запрос представителю Марата Хуснуллина.

Альтернатива третьему этапу БАМа

РЖД привлекут в Фонде национального благосостояния (ФНБ) 25% финансирования для расширения железнодорожной инфраструктуры под вывоз угля из Якутии (так называемый третий этап расширения БАМа), говорил Олег Белозеров в мае.

По его словам, стоимость проекта составит от 350 млрд руб. (с тепловозной тягой) до более чем 700 млрд руб. (с электрификацией). Речь идет о строительстве дополнительных путей от станции Тында до порта Ванино в Хабаровском крае. По данным источника РБК, знакомого с поданной в правительство заявкой, РЖД запросили в ФНБ 188 млрд руб. на проект развития Восточной части БАМа для вывоза угля из Якутии, который оценивается в 752,4 млрд руб.

Но компания планировала приступить к реализации этого проекта не ранее 2024 года и завершить его в 2026–2027 годах. На совещании 7 июля Путин спросил первого вице-премьера, председателя совета директоров РЖД Андрея Белоусова, почему это строительство так откладывается: «Чего ждать-то? Я не понимаю. Не надо откладывать». Тогда Белоусов пообещал еще раз вернуться к этому проекту, чтобы сдвинуть его реализацию «влево», то есть пораньше. Но, по сути, частная дорога «А-Проперти» до Охотского моря может стать альтернативой третьего этапа расширения БАМа, следует из письма Белозерова Хуснуллину.

РЖД неоднократно упрекали в срыве сроков программы модернизации БАМа и Транссиба. Например, по итогам аудита Счетной палаты выяснилось, что компания построила там только один объект в 2018 году. Путин недавно поручил правительству и РЖД найти ответственных за срыв сроков модернизации.

Что нужно для реализации проекта

«А-Проперти» приобрела контроль над Эльгинским месторождением (крупнейшее месторождение коксующегося угля в России с запасами 2,2 млрд т) в апреле 2020 года у «Мечела» Игоря Зюзина и активно наращивает добычу. В прошлом году она увеличила производство на 60%, до 7 млн т, в 2021 году собирается ее довести до 18 млн т. План на 2023 год — 45 млн т в год.

По данным «Коммерсанта», против приоритета угольщикам при вывозе грузов по инфраструктуре Восточного полигона недавно выступил глава «Роснефти» и ответственный секретарь президентской комиссии по ТЭК Игорь Сечин. Приоритет для угля создаст риски того, что «маршруты, традиционно востребованные крупными грузоотправителями, представляющими не менее важные для государства отрасли экономики, в частности предприятия нефтяной промышленности, не заключающими долгосрочных договоров на условиях «вези или плати», будут для них недоступны, учитывая загруженность маршрутов», говорится в письме Сечина, которое он отправил премьеру Михаилу Мишустину 17 июня.

Источник

Оставить комментарий