Главная » ФИНАНСЫ » Депутаты изменят резонансный законопроект о застройке заповедников

Депутаты изменят резонансный законопроект о застройке заповедников

Из проекта закона, упрощающего застройку заповедников, предлагается исключить возможность строительства у озера Байкал. Но в других охранных зонах могут появиться нефтепроводы и заводы

Фото: Кирилл Шипицин / ТАСС

Комитет Госдумы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству решил исключить территорию озера Байкал из законопроекта, который упрощает строительство инфраструктуры в заповедных зонах. Он также поручил добавить закрытый перечень инфраструктуры, разрешенный к застройке в других заповедниках.

Это следует из поправок ко второму чтению, которые комитет одобрил в пятницу, 15 апреля (у РБК есть их копия). Информацию об одобренных поправках РБК также подтвердили в пресс-службе комитета и заместитель его председателя Светлана Разворотнева.

Комитет по строительству и ЖКХ назначен ответственным за этот законопроект. Как правило, поправки, предлагаемые к принятию профильным комитетом, одобряют и другие депутаты. Второе (основное, когда еще могут вноситься поправки) чтение законопроекта запланировано на эту неделю.

О чем законопроект и почему его критикуют

Госдума приняла законопроект «О распространении практики строительства объектов транспортной инфраструктуры на иные виды объектов инфраструктуры» в первом чтении 6 апреля. Его внесло в парламент правительство, необходимость принятия инициативы объяснялась повышением «устойчивости строительной отрасли в связи с макроэкономической и внешнеполитической ситуацией».

Документ упрощает строительные процедуры, в том числе «приоритетных инфраструктурных проектов» в охранных зонах. Но в нем не были перечислены характеристики таких проектов. В первоначальном виде документ снимал необходимость проведения экологической экспертизы в районе озера Байкал и на других особо охраняемых природных территориях (ООПТ) при строительстве неограниченного перечня инфраструктуры до 31 декабря 2024 года.

Читайте на РБК Pro

Pro

ИТ-компании на чемоданах. Помогут ли меры поддержки остановить их отъезд

Статьи

Pro

Правительство разрешило параллельный импорт в России. Или нет?

Прогнозы

Pro

Куда переносить рекламные объявления из закрытых соцсетей

Инструкции

Pro

Антикризисные меры для бизнеса: что делать собственнику прямо сейчас

Инструкции

Pro

«Хуже, чем пандемия»: чем грозит Германии отказ от нефти и газа из России

Статьи

Pro

Самолеты больше не летают: как быть с командировками и отпусками

Инструкции

Pro

НДФЛ по-новому: на что компаниям обратить внимание после марта 2022 года

Статьи

Pro

«Теперь Россия — это Крым»: опыт развития бизнеса под жесткими санкциями

Прогнозы

Такой подход раскритиковали депутаты комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. В комитете заявили, что законопроект позволит строить промышленные объекты в заповедных зонах, в связи с чем большинство ООПТ будет подвергнуто «серьезному негативному воздействию» от промышленной деятельности, ущерб от которого будет «невосполним». В российском отделении Greenpeace отмечали, что ООПТ занимают 12,5% территории России и меры по стабилизации экономики не должны вовлекать заповедные зоны в хозяйственный оборот. А Всемирный фонд дикой природы (WWF) настаивал, что в документе должны появиться положения, о гарантии целостности природных ландшафтов охранных зон, сохранности мест обитания и путей миграции животных.

Что изменится в документе

  • На Байкале можно будет строить инфраструктуру только для БАМа и Транссиба

Согласно поправкам ко второму чтению, в границах Байкальской природной территории не допускается строительство каких-либо новых объектов инфраструктуры, за исключением модернизации и расширения Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей. Делать это можно и сейчас: Госдума сняла некоторые экологические ограничения для строительства БАМа и Транссиба еще в 2020 году, в частности разрешив для расширения магистралей сплошную вырубку леса.

Таким образом, теперь законопроект закрепит уже существующие положения, запрещая строить любую другую инфраструктуру на Байкале. Застройка для железных дорог в охранной зоне Байкала разрешена до конца 2024 года.

  • Экологическая экспертиза для части инфраструктурных проектов

Профильный комитет оставил в законопроекте положение о необязательности проведения экологической экспертизы при строительстве «приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры» до конца 2024 года в границах особо охраняемых природных территорий. При реализации таких проектов, если они в целом разрешены регламентами охранных зон, нужна будет только градостроительная экспертиза. Ранее в Главгосэкспертизе поясняли, что проверка экологических требований будет проводиться в рамках строительной экспертизы.

В документе также появилось требование, что строить или реконструировать инфраструктуру можно «исключительно с соблюдением требований, установленных законодательством об охране окружающей среды». Необходимо при этом также проводить мероприятия по охране окружающей среды, такие как рекультивация, сохранение охотничьих ресурсов и среды их обитания, охрана водных объектов и т.д.

«Это довольно странный пункт. Он о том, что должно соблюдаться законодательство, которое вообще-то и так должно соблюдаться», — говорит эксперт по ООПТ Greenpeace Михаил Крейндлин. По его словам, если согласно законопроекту экологическая экспертиза становится необязательной для определенных объектов, то такой пункт фактически не имеет смысла.

  • Перечень приоритетных проектов инфраструктуры, которые могут появиться в охранных зонах

Из документа исчезла формулировка о разрешении строительства в заповедниках «иной инфраструктуры», к которой можно было отнести неограниченное количество объектов. Вместо этого депутаты предлагают дать «приоритетным проектам по модернизации и расширению инфраструктуры» определение и закрепить их перечень.

К таким относятся проекты, которые строятся для выполнения «приоритетов, целей и задач» стратегий социально-экономического и пространственного развития России, а также объекты, необходимые для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры. К последним сейчас относятся автомобильные и железные дороги, порты, аэродромы, транспортно-пересадочные узлы и инженерная инфраструктура. Согласно поправкам ко второму чтению, список этих объектов дополнился за счет:

  • магистральных газопроводов, нефтепроводов и энергетической инфраструктуры, если их строительство идет по комплексному плану модернизации и расширения магистральной инфраструктуры;
  • социальной инфраструктуры, то есть школ, больниц, детсадов, если в регионе дефицит таких объектов и они строятся с привлечением средств из бюджета, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
  • промышленных объектов, если те обеспечивают «создание, внедрение и развитие импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий». К приоритетным проектам также отнесли производства продукции, у которой нет российских аналогов и энергоэффективных стройматериалов.

По словам председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергея Пахомова, речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты, а частные инвестиционные стройки будут по-прежнему проходить стандартные процедуры согласований. Законопроект позволит примерно на год сократить сроки строительства приоритетных инфраструктурных объектов, говорит он.

В такой редакции документ «стал лучше», поскольку вводит некоторые ограничения и не даст построить, например, горнолыжный курорт в заповеднике, считает Крейндлин. Но список все равно можно трактовать довольно широко, отмечает он. «В итоге если в федеральном заказнике нет прямого запрета на строительство линейных сооружений, а к сожалению, много где его нет, то, получается, можно строить через заказник нефтепровод без всякой экологической экспертизы», — указывает эксперт.

Линейные объекты, например газопроводы, нефтепроводы, наиболее опасны для ООПТ, замечает Крейндлин. Они фрагментируют места обитания, а значит разрушают пути миграции животных и ландшафт; и если стройка идет в лесу, то предполагает вырубку шириной 300 м.

Источник

Оставить комментарий