Главная » ФИНАНСЫ » Moet Hennessy предупредила об остановке отгрузок шампанского в Россию

Moet Hennessy предупредила об остановке отгрузок шампанского в Россию

Один из крупнейших производителей шампанского сообщил партнерам о том, что останавливает отгрузки в Россию на неопределенный срок. Новое российское законодательство в целом ставит под угрозу поставки импортных вин

Фото: Stefan Wermuth / Bloomberg

Дистрибуционное подразделение производителя премиальных алкогольных напитков Moet Hennessy (Moet & Chandon, Dom Perignon, Veuve Сlicquot и др.) — ООО «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» — направило российским партнерам письмо, в котором сообщило, что компания временно приостанавливает отгрузки ассортимента шампанских вин для всех покупателей. Письмо есть в распоряжении РБК. Его подлинность подтвердили три источника на российском рынке.

РБК обратился за комментарием в Louis Vuitton Moet Hennessy.

Прекращение поставок шампанских вин, как объясняется в документе, связано с поправками в 171-ФЗ «О регулировании алкогольной продукции», которые были приняты Госдумой в трех чтениях и одобрены Советом Федерации на прошлой неделе, 23 июня. На момент написания компанией письма законопроект еще ожидал подписи президента. Но, как обнаружил РБК, в пятницу, 2 июля, он был подписан Владимиром Путиным.

Поправки уточняют определения и вносят дополнительные требования для винодельческой продукции. В частности, они исключают использование понятия «шампанское», разрешая применять его лишь в отношении «российского шампанского», произведенного на территории России. «И обязывают производителей шампанских вин из французского региона Шампань переименовать их продукцию в «игристое вино», — поясняется в письме Moet Hennessy.

Изменения в законодательстве потребуют от «Моет Хеннесси Дистрибьюшн Рус» пересертификации шампанских вин для изменения категории на игристое вино и изменения маркировки продукции. Как сообщает компания, мезоны (производители шампанского) «не подтвердили готовность изменить категорию шампанских вин для российского рынка».

РБК направил запрос в Минфин (курирует алкогольную отрасль) и Росалкогольрегулирование.

Что меняют поправки

  • В определении видов спиртной продукции исчезла формулировка «игристое вино (шампанское)» — она заменена на категорию «игристое вино, включая российское шампанское».
  • Классификация вин c защищенным географическим указанием (ЗГУ) / защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП) осуществляется на основании российской национальной системы защиты винодельческой продукции, которая распространяется только на российские вина, а значит, ею не смогут пользоваться импортеры. Шампанское — это название игристого вина, производимого и реализуемого под защитой французского аппелласьона Champagne AOC. Но исходя из поправок, российское законодательство эту «защиту» учитывать не будет.

Что думают участники рынка

«Я давно не припомню, чтобы новое законодательство принималось в такие сроки — чуть ли не в последний день работы Госдумы — и не давало никакого переходного периода, — говорит основатель и президент группы компаний Simple Максим Каширин. — Если мы не сможем импортировать продукцию — государство просто стреляет себе в ногу: не секрет, что Россия не сможет обеспечить свои потребности без импорта».

По словам собеседника РБК, поправки, которые получили свою финальную форму лишь ко второму чтению и не обсуждались с профессиональным сообществом, потребуют от дистрибьюторов иностранных вин и других алкогольных напитков получить новую сертификацию для шампанского и другой продукции с защищенным географическим указанием, для чего, в свою очередь, потребуется время на лабораторные исследования. Кроме того, должны быть заведены новые штрихкоды, коды для системы ЕГАИС, а также созданы новые контрэтикетки бутылок. Поскольку поправки вступают в силу безотлагательно после подписания законопроекта, статус продукции, еще не прошедшей таможенную очистку, неясен. В Simple, которая поставляет 5 тыс. торговых наименований, считают, что затраты на новую сертификацию могут составить несколько десятков миллионов рублей.

О проблеме с получением новых деклараций соответствия с измененной классификацией вина и изменением наименований продукции также говорят в одном из крупнейших российских ретейлеров, в компании ожидают «провал уровня сервиса» и предпринимают меры, чтобы минимизировать последствия.

Президент Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович напомнил, что любая бутылка вина должна соответствовать национальному стандарту или стандарту стран ЕАЭС: на ее этикетке, в частности, должно быть указано, что данный продукт соответствует требованиям определенной категории, что не потребует от импортеров смены названия напитка. По его данным, более 80% компаний не указывают этого, хотя обязаны были и прежде. Попович убежден, что классификация ЗГУ/ЗНМП может относиться только к российскому вину, так как была создана для определения вин, виноград для которых выращен в определенном терруаре на территории России. «Придется попотеть, побегать с переоформлением документов», — резюмирует он.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз убежден, что текущая ситуация — это ошибочное прочтение документа. «Наш закон не может отменить международное название продукта «шампанское» — это не его юрисдикция», — говорит эксперт.

По данным ЦИФРРА, Россия импортирует около 50 млн л импортных игристых и шампанских вин в год, из них 13% — шампанское из Франции, а на долю Moet Hennessy приходится меньше 2%. «Эти объемы потребляют не более 1 млн человек в стране, значит, на фотографиях представителей элиты с бокалом будет не французское шампанское, а итальянское просекко и испанская кава», — иронизирует Дробиз.

Совокупно Россия импортирует около 330 млн л тихих и игристых вин. Если прочтение закона участниками рынка верное, Дробиз допускает, что поправки затронут немногим меньше половины этого объема.

Источник

Оставить комментарий