Главная » ФИНАНСЫ » Последнее предупреждение: чем грозит нефтяникам разморозка цен на бензин

Последнее предупреждение: чем грозит нефтяникам разморозка цен на бензин

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Что произошло с ценами на бензин?

Обстановка на топливном рынке в России с каждым днем становится все более нервной: нефтяники пока держат цены на заправках (по договоренности с властями крупнейшие нефтяные холдинги заморозили цены на АЗС с начала июня в обмен на снижение акцизов), но просят правительство прибавить до 5 руб. на литр. Владельцы независимых АЗС в регионах уже не могут купить дизель: в опте он стоит дороже, чем на заправках, или вовсе не продается.

Цены на бензин и дизель растут, признал в понедельник, 29 октября, премьер-министр Дмитрий Медведев. Но в «нашей нефтяной стране» они должны расти не выше инфляции, заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Правительство пытается стабилизировать инфляцию на уровне около 4% в 2018 и 2019 годах, а чувствительность стоимости потребительской корзины к цене топлива составляет заметные 5%, объясняет аналитик «ВТБ Капитала» Александр Исаков. Это означает неизбежную заморозку до конца года: в первом полугодии цена на топливо уже подскочила на 7%.

Ситуация накаляется в преддверии 2019 года, когда в 1,5 раза должны вырасти акцизы на бензин и дизель. И хотя правительство планирует раздать компаниям около 600 млрд руб. субсидий на сдерживание цен, этот механизм новый и не работает в случае резкого роста цен на нефть или оптовых цен внутри страны. ​«Повышение акцизов — решение финансового блока правительства о повышении цен на топливо, потому что акциз взимается с потребителя», — заявил агентству «РИА Новости» пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев.

Правительство предложило нефтяникам два варианта: сдерживание цен за счет собственных ресурсов и субсидии с 2019 года, или лицензирование экспорта, или повышение экспортных пошлин на нефтепродукты. В среду их обсудят на совещании у Козака. В случае провала переговоров экспортные пошлины могут быть повышены на этой неделе, сказал Медведев.

Медведев назвал крайний срок для договоренности по ценам на бензин

Экономика

Что будет, если нефтяники отпустят цены на бензин и дизель? ​​

Вариант с заградительными пошлинами. Это трехкратное увеличение экспортных пошлин на светлые нефтепродукты и почти двукратный рост на нафту (сейчас пошлины составляют 30 и 55% соответственно, правительство грозится увеличить все пошлины до 90%). В России ежегодно производят 39 млн т бензина и почти 80 млн т дизеля и дизельных фракций, из них экспортируют 4 млн т и 51 млн т соответственно, напоминает аналитик Reuters Максим Назаров. Повышение пошлин на бензин (порядка 15% в корзине нефтепродуктов) компании могут выдержать, а вот рост пошлин на дизель будет для отрасли настоящим ударом — заводы начнут останавливать установки, предупреждает он. В год нефтяники могут потерять около 420 млрд руб., три четверти — из-за роста пошлин на дизель, подсчитал главный экономист Vygon Consulting Сергей Ежов.

С введением заградительных пошлин маржа нефтепереработки «улетит» в минус 4–5 тыс. руб. на тонну нефтепродуктов, оценивал начальник департамента по работе с госорганами «Газпром нефти» Павел Карчевский. По его словам, независимые игроки начнут разгружать заводы, и это запустит процесс, обратный налоговому маневру: правительству придется увеличить пошлину на нефть, ее беспошлинная цена упадет вдвое, до 5 тыс. руб. за тонну, из которых 3 тыс. руб. — налоги, а 2 тыс. руб. — операционные затраты, добыча «посыпется», и правительству придется снижать НДПИ.

Фото: Виктор Драчев / ТАСС

Второй вариант — это лицензирование экспорта. Нефтяников обяжут поставлять определенные объемы топлива на внутренний рынок, и только в этом случае они получат право экспортировать нефтепродукты. Это ударит по трейдерам-перекупщикам и закроет неконтролируемый вывоз топлива с внутреннего рынка, все экспортеры станут подотчетны правительству, говорит Назаров​. На внутреннем рынке правительство может искусственно создать «легкий профицит», так что цены стабилизируются. Это фиксация статус-кво текущей ценовой и балансовой ситуации, но в более жестком формате, объясняли чиновники. Условия выдачи лицензий еще обсуждаются, пока этот вариант выглядит как легализованное продолжение заморозки цен на заправках, из-за которой, по оценкам EY, нефтяники недосчитались 150 млрд руб.

Что будет, если нефтяники продолжат держать цены? ​

Из-за дисконта к рыночной цене с 1 июня и до конца года нефтяные компании недополучат 200 млрд руб., оценивает директор Московского нефтегазового центра EY Денис Борисов. На вертикально интегрированные компании приходится большая часть производства бензина и дизеля, и они могут компенсировать дисконт на топливном рынке за счет прибыли в сегменте добычи. Как быть в этой ситуации независимым нефтепереработчикам, таким как «Новый поток» Дмитрия Мазурова и «Нефтегазхолдинг» Эдуарда Худайнатова, не ясно — правительству придется придумывать для них меры поддержки, говорит аналитик АКРА Василий Танурков.

Главный вопрос — как долго нефтяникам придется сдерживать цены, рассуждает он. Если это станет регулярной практикой, инвестиционная привлекательность переработки, которая и сейчас невелика, совсем пропадет, модернизация заводов остановится, полагает эксперт. Тогда государству придется решать, нужно ли в стране продолжать модернизацию НПЗ и за чей счет, заключает аналитик.

В крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» считают, что для стабилизации цен нужны введение плавающих акцизов, привязанных к колебаниям цены на нефть, обязательные поставки нефти на российские НПЗ, а также перенос уплаты акцизов с НПЗ на АЗС. Еще одно предложение компании — обязать соблюдать договоренности не только крупных участников рынка, но и владельцев независимых сетей заправок.

Какой вариант менее болезненный?

С финансовой точки зрения нефтяникам выгоднее сдерживать цены. И пока компании публично ведут себя дисциплинированно. Гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков заявил, что компания не планирует повышать цены на топливо и обеспечит внутренний рынок необходимым объемом бензина и дизеля. «Роснефть» неукоснительно соблюдает достигнутые договоренности по поддержанию цен в рознице на уровне 30 мая 2018 года», — сообщила ее пресс-служба.

Девальвационные доходы в добыче (1,5 трлн руб. в 2018 году, по оценке источника, близкого к правительству) компаний на порядок превышают все потери на топливном рынке, говорит Танурков из АКРА. На фоне таких доходов инвесторы не заметили «социализма» на топливном рынке: с начала года стоимость компаний выросла на 40%, и на заявление Медведева о возможном повышении экспортных пошлин на топливо котировки никак не отреагировали, соглашается аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук.

Но в качестве долгосрочной меры сдерживание цен не сработает, говорит Полищук. По его словам, в случае бесконечного сдерживания цен на топливо возникнут проблемы в экономике, начнется перекрестное субсидирование, предупреждает он. Нефтяники начнут субсидировать стоимость перевозок грузов, но тут же возникнет вопрос: почему это должны делать нефтяные компании, а не, например, какой-нибудь госбанк, рассуждает эксперт. По словам Полищука, нефтяники получили прибыль от девальвации рубля и высоких цен на нефть, но от этого в не меньшей степени выигрывают и другие участники экономики, например банки.

Выход из этой ситуации — переход к рыночным механизмам и росту цен на внутреннем рынке с переходным периодом, в этот период субсидирование должно быть из бюджета, считает Полищук. Для сглаживания роста цен на топливо нужно постепенно снижать акцизы до полного их обнуления, полагает он. А средства в дорожные фонды, которые пополняются за счет акцизов, можно направлять из других источников, например за счет НДПИ, заключает он.

Правительство вряд ли пойдет на полное госрегулирование цен и сохранит рыночное ценообразование, но в условиях неопределенности с курсом рубля и ценой на нефть продолжит сдерживать цены вручную: время от времени кто-нибудь будет «подходить к пульту и нажимать на кнопку», полагает Назаров из Reuters.

Автор:
Алина Фадеева.

Источник

Оставить комментарий