Главная » ФИНАНСЫ » Россия выкупила более 160 самолетов у иностранных лизингодателей

Россия выкупила более 160 самолетов у иностранных лизингодателей

Парк выкупленных у иностранных лизингодателей самолетов российских авиакомпаний вырос до 165 единиц. Это более трети от оставленного в России и принадлежащего западным лессорам флота

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Российские авиакомпании за 2023-й и начало 2024 года выкупили у своих иностранных лизингодателей 165 самолетов, подсчитал РБК на основе открытых данных и данных источников. Выделенный на эти цели лимит средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в размере 300 млрд руб. исчерпан, сообщил источник в кабмине.

Выкупленные самолеты — это около 40% от того импортного парка (примерно 400 воздушных судов), который принадлежал западным лизингодателям и остался в России, несмотря на введенные в 2022 году санкции и требования иностранных лессоров вернуть лайнеры.

В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Зачем выкупают самолеты

Выкуп необходим для снятия иностранных регистраций с самолетов, чтобы их владельцы (лизингодатели) не препятствовали эксплуатации воздушных судов на зарубежных маршрутах. Права собственности на выкупаемые суда переходят в государственную страховую компанию НСК, которой принадлежит лизинговая «НЛК-Финанс». Через последнюю самолеты вновь оформляются в лизинг российским авиакомпаниям.

НСК контролируется подведомственным Росавиации ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». Средства из ФНБ на выкуп выделялись в качестве льготного займа по ставке 1,5% на 15 лет.

Кто и сколько самолетов выкупил

Крупнейшая российская авиагруппа «Аэрофлот» урегулировала споры со своими лизингодателями в общей сложности по 93 самолетам, подсчитал РБК. Первая партия за средства ФНБ была урегулирована еще в декабре 2022 года — это десять широкофюзеляжных Boeing 777. Затем в течение года группа оформляла перевод самолетов в российскую собственность еще несколькими траншами: в сентябре — 18 самолетов и пять двигателей, в октябре — 30 самолетов (тремя сделками, крупнейшая — с SMBC Aviation Capital на 17 самолетов), в декабре — 28 самолетов. В пятницу, 16 февраля, «Аэрофлот» завершил урегулирование еще по семи самолетам с двумя группами лизингодателей. «Соглашения по данным сделкам были заключены в конце 2023 года, в 2024-м осуществлено завершение технических этапов», — заявили в компании.

S7 Airlines выкупила 45 самолетов одним траншем в декабре прошлого года, сообщала компания. Тогда же о выкупе объявили и «Уральские авиалинии» (19 воздушных судов семейства Airbus).

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры В чем ошибался Генри Форд: 6 вредных советов от мировых бизнес-гуру Ицхак Адизес: главная проблема управления в российских компаниях — тишина Нет смысла месяцами делать суперпродукт: 6 правил основателя «Вкусвилл» Зачем и как налаживать контакт со своим телом и причем тут карьера Думай как Джефф Безос. Какие алгоритмы используют успешные бизнесмены Почему вызовы парализуют одних управленцев и мотивируют других Посыпьте голову пеплом и скройтесь с глаз: что вредит вашей репутации Как управлять вниманием в течение дня — советы профессора из США Как ошибки мышления управленцев довели Chrysler и Polaroid до беды Алхимик или стратег: кто вы как лидер и чем это знание поможет бизнесу Почему вам так страшно делегировать. Объясняет The Economist Как составить план, чтобы не бросить начатое на полпути: 6 шагов

Еще восемь среднемагистральных Airbus A319 перевела в российскую собственность дальневосточная авиакомпания «Аврора», сообщил источник РБК, знающий о сделке. Пять из эти судов, ранее зарегистрированных на Бермудах, были исключены из этого реестра в период с октября 2023 года по январь 2024 года, убедился корреспондент РБК. Это означает, что они «освободились» от двойной прописки (теперь зарегистрированы только в России) и могут беспрепятственно летать за границу.

Еще одна частная авиакомпания — чартерная iFly — претендовала на господдержку для выкупа трех своих cамолетов, но деньги ФНБ она не получила, и, по данным источника РБК, выкуп так и не состоялся. Источник также отметил, что Минтранс так и не издал нормативного акта с критериями распределения средств ФНБ на выкуп между разными авиакомпаниями.

Бизнес

Суда выкупались не только за средства фонда, но и на деньги самих авиакомпаний, рассказывал в прошлом году гендиректор «Аэрофлота» Сергей Александровский: «В рамках урегулирования из ФНБ на все авиакомпании будет выделено 300 млрд руб. Но с условием, что авиаперевозчики также направят свою чистую прибыль на урегулирование. Авиакомпания «Победа» получила 15 млрд руб. чистой прибыли, которая в полном объеме будет направлена на страховое урегулирование по самолетам группы». Сам «Аэрофлот» сгенерировал убыток в 40,5 млрд руб. по РСБУ за 2022 год.

Как подсчитал «Коммерсантъ», S7 и «Уральские авиалинии» на двоих получили около 30–40 млрд руб. из ФНБ. Еще 34 млрд и 13,4 млрд руб. соответственно они доплатили из своей прибыли. Источник РБК знает, что «Аврора» тоже направляла средства из прибыли на выкуп (прибыль компании по РСБУ в 2022 году составила 1,98 млрд руб.).

В целом выкупленного количества самолетов достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворение спроса на международные перевозки, отмечает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. «Тем более что проблема «двойной регистрации» судов существовала не на всех международных маршрутах». Эксперт добавил при этом, что для правительства приоритет заключается в удовлетворении спроса на перевозки по России.

Дальнейшее выделение госсредств на выкуп, который еще не окончен, маловероятен, считает Пантелеев. «В дальнейшем эта статья расходов (на выкуп. — РБК) будет явно не на первом месте у правительства. Чтобы выделили новые деньги, должна проявиться или проблема нехватки провозных емкостей на международных направлениях, или должен возникнуть избыток финансовых ресурсов у государства. Ни то ни другое пока не просматривается».

Эксперт отмечает, что теперь важнее решать проблему насыщения парка именно отечественной авиатехникой. Эта задача финансово очень емкая, но зато ее решение обеспечивает и независимость от санкций, и значительные положительные эффекты и для экономики, и для бюджета, заключил Пантелеев.

Поделиться Поделиться Вконтакте Одноклассники Telegram

РБК в Telegram

На связи с проверенными новостями

Самолет Air Serbia задел огни на взлетной полосе и получил пробоину. Видео

Названо растение, которое нельзя выращивать на даче. Теперь это – преступление

Трамп показал кроссовки под собственным брендом. Названа их стоимость

ФСБ показала, как агент СБУ пытается заложить взрывчатку под машину. Видео

Как меняется доля рубля в международных расчетах. Инфографика

Названы города России, где аренда жилья подорожала больше всего. Таблица

ГИБДД получила патрульные автомобили с необычными шильдиками. Фото

Назван лучший фильм, актриса и актер 2023 года

Что Баффет купил бы на Мосбирже? Топ-5 акций

Дивидендный календарь — 2024: кто, сколько и когда заплатит

Авторы Теги Компании

Источник

Оставить комментарий