Главная » КУЛЬТУРА » Асхат Кучинчереков снимался в «Тюльпане» и «Айке», а теперь дебютировал как режиссер

Асхат Кучинчереков снимался в «Тюльпане» и «Айке», а теперь дебютировал как режиссер

Асхат Кучинчереков и Ерсултан Ерман

Впервые любители кино узнали Асхата Кучинчерекова благодаря картине «Тюльпан» Сергея Дворцевого о жизни чабанов в степи. В 2008 году фильм получил Гран-при конкурса «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале. Спустя десять лет Асхат снялся в «Айке» Дворцевого о жизни киргизских мигрантов в Москве. Премьера тоже состоялась в Каннах в 2018-м, но уже в основном конкурсе, и исполнительницу главной роли Самал Еслямову наградили «Серебряной пальмовой ветвью» за лучшую женскую роль. Асхат работал на «Айке» не только как актер, но и как ассистент режиссера.

За свой полнометражный фильм «Бауырына салу» Асхат Кучинчереков получил в австралийском Брисбене так называемый азиатский «Оскар», который вручает киноакадемия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Уроки Сергея Дворцевого не прошли даром. «Тюльпан» снимали в степях Южного Казахстана целых четыре года, и актеры жили в юрте, снимались вместе с местными жителями. В картине Асхата многое происходило именно так.

Асхат Кучинчереков в фильме «Тюльпан»

Кинематографисты из Китая, Бразилии, Ирана и других стран, приехавшие на «Дух огня», впервые узнали о существовании в Казахстане традиции «Бауырына салу», согласно которой старший ребенок в семье сразу после рождения передается на воспитание в другую семью, к родственникам, чтобы сохранить чистоту своего рода, избежать кровосмешения.

Герой фильма — 12-летний Ерсултан — живет у бабушки в деревне, помогает ей по хозяйству, моет ее (эта сцена особенно впечатляет — ребенок трет спину старой женщины мочалкой). Родители далеко, и мальчик постоянно разглядывает их фотографию перед сном. Когда бабушка умирает, Ерсултан возвращается в свою семью, которая ему как чужая. Финальный титр сообщает, что режиссер рассказал о собственной жизни. Картина великолепно снята оператором Жанарбеком Елеубеком, а среду живописно воспроизвел художник-постановщик Азамат Исраилов.

Асхату Кучинчерекову — 41 год. Мы познакомились пятнадцать лет назад в подмосковных Белых Столбах на международной киношколе, которую проводил для начинающих кинематографистов постсоветского пространства Рустам Ибрагимбеков. Вместе с ним там учились режиссер из Казахстана Адильхан Ержанов, без которого теперь не обходятся главные фестивали мира от Канна до Венеции, а также Марина Врода из Киева, получившая «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля за короткометражный фильм «Кросс» и награду за режиссуру в Локарно за фильм «Степное». Асхата уже тогда знали как актера из фильма «Тюльпан».

— Это было мое самое прекрасное время, — говорит Асхат. — Ребята из всех постсоветских республик приехали в Белые Столбы. Мы смотрели и обсуждали фильмы друг друга, разговаривали до утра в фойе, вместе ели и пили, танцевали. Все же молодые были, по 25 лет. Столько девушек было, и все красивые. К нам присоединился какой-то парень, рассуждал до шести утра о кино, а потом куда-то уезжал. Мы думали, что он из Москвы, спросили: «Ты кто?» А он ответил: «Я здесь таксую». А какой плов приготовил нам Али Хамраев, объясняя, как надо снимать кино. Золотое время!

Источник

Оставить комментарий