Главная » КУЛЬТУРА » Лошадь срочно вызывали на репетицию

Лошадь срочно вызывали на репетицию

Конь Сувенир в спектакле «Поминальная молитва». Фото из архива Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова»

Надо сказать, что еще с начала прошлого века в этом животном вопросе мало что изменилось. Партнерами артистов становятся разные представители животного мира — от домашних до лесных экзотических. Недавно театральный зоопарк пополнил… ежик, который дебютировал не в какой-нибудь сказке, а в продвинутом социальном проекте Константина Богомолова «Голоса страны». Его на протяжении двух месяцев играли на ВДНХ, а партнером у колючего по спектаклю «Медитативный ёж» стал народный артист РФ Александр Семчев. Так вот он брался за ёжика, предварительно натянув на руку специально сшитый рукав. Впрочем, его колючий партнер сам пугался и свертывался в руках артиста клубочком.

Ещё в одной апрельской премьере — в «Собачьем сердце» в московском ТЮЗе — беспардонного господина Шарикова, прежде чем тот стал человеком, у режиссера Антона Федорова играет лохматая псина. И где они только такую взяли? Но прежде чем продолжить путешествие по спектаклям — немного истории.

Кобыла ответила Станиславскому

Моду на животных ввели отцы-основатели Московского Художественного театра в 1902 году, пообещав публике в спектакле «Власть тьмы» по Толстому устроить натуральный скотный двор на сцене из телят, коров, кур. Но на премьере на подмостки вышла всего одна лошадь: раз ее провели по второму плану, а потом она вполне себе мирно стояла в стойле, жуя сено. Рецензент газеты «Новости дня» господин Мунштейн, впавший в критический раж, даже взял интервью у кобылы, и та, как будто, пафосно «воскликнула»: «Неужели господин Станиславский думает, что я бы с меньшим реализмом ела овес или сено, чем он свой черный хлеб!»

Кстати, появление любой лошади на сцене чревато сюрпризами как для участников спектакля, так и для публики. Помнится, в 90-е годы привезли в МХТ «Гамлета» Патриса Шеро, а в нем, согласно замыслу режиссера, несколько раз за спектакль на коне выезжал принц Датский. Но после первого показа, что-то с конем пошло не так: красавец-конь уделал святые для любого иностранца подмостки. Причём в самой массовой сцене, и артисты, занятые в ней, вынуждены были доигрывать в конском дерьме. Впрочем, такой «бонус» не останавливает режиссеров, которые ради искусства готовы на всё. Поэтому лошадей всегда выводили и в Большом театре (опера «Князь Игорь»), и в МХТ («Чайка»).

Парнокопытное занято и в ленкомовском репертуаре — в восстановленном спектакле «Поминальная молитва». Это конь по кличке Сувенир, которого в аренду театр берет у доблестной столичной полиции.

— Сувенир — любимчик всей труппы, — рассказывает замдиректора театра Сергей Вольтер. — Его все обожают, стараются чем-нибудь накормить. И если в день спектакля он не получил заветную морковку из чьих-нибудь рук, страшно удивляется и обижается.

Спектакль «Как важно быть серьезным». Фото: Н. Чебан

А недавно в общем чате БДТ им.Товстоногова сотрудники прочли следующее сообщение: «Человек» (репетиция с конем)». В переводе с театрального языка на зрительский это означает: в спектакль «Человек» будет вводиться новый конь, и всех занятых в постановке просят пожаловать на репетицию.

Дог по кличке Верди

И все-таки самой распространенной живностью на сцене справедливо считают кошечек и собачек. Правда, теперь, во избежание сюрпризов, всё больше предпочитают мелкие породы. В том же «Ленкоме» работает йоркшир по имени Барни. Он состоит на довольствии театра и играет, причем без замены, в двух спектаклях: в классике — «На всякого мудреца довольно простоты» по Александру Островскому, где Барни выносит на руках молодая барыня. И в современной музыкальной драме «Маяковский», где пёсик тоже не особо надрывается: поэт Маяковский (Станислав Тикунов, Игорь Коняхин) прячет его за пазухой, а потом дарит возлюбленной Лилечке, то есть Лилии Брик. В МХТ им. Чехова в двух  постановках — «Бал XX век» в финале выносят на руках собачку. И такая же картина в премьерном спектакле этого сезона «Седьмой ряд, 10, 11 место» — актриса Валентина Иванова там прохаживается с йорком. 

И только в Школе драматического искусства на Сретенке предпочитают более крупный размер. Здесь в спектакле «Как важно быть серьезным» (реж. Игорь Яцко) выводят целого дога. Что интересно, дог немецкий черный, появился в спектакле случайно: в эскизе будущей декорации художник и архитектор Игорь Попов, изобразил город, деревню, мебель и почему-то черную собаку.

— И почему бы, — подумал я тогда — не ввести в спектакль собаку? — вспоминает Игорь Яцко. — Я загорелся, дирекция меня поддержала, и начались поиски подходящей собаки. Вот тогда-то я узнал, что не бывает английских догов — они только немецкие. Нашли такого «артиста», а кличка у него была Верди. Дог оказался очень воспитанным, благородным, вёл себя как трепетная лань, даже сидел у хозяйки на коленях. 

Источник

Оставить комментарий