Фото: Иван Кораблев/пресс-служба Театра Москвы.
Весной 2020 года, когда бушевал ковид, в ГИТИСе провели День открытых дверей в режиме online. Известие о том, что впервые очный курс наберет Юрий Бутусов, было подобно взрыву. Чат потенциальный абитуриентов разрывало от вопросов и потока энергии.
Поступить в мастерскую мечтали сотни молодых ребят. Уже при первом знакомстве Юрий Бутусов призывал задаться вопросом, как жить и в каком направлении двигаться, проанализировать, почему именно сейчас выбирается та или иная пьеса. Теперь те, кому тогда повезло поступить, оканчивали мастерскую уже без своего мастера, работающего во Франции, хотя и под его заочным контролем.
«Бурю» поставил выпускник мастерской Иван Шалаев — возможно, слишком сложно для дипломного спектакля, главная цель которого во все времена заключается в том, чтобы показать товар лицом, привлечь внимание к молодым актерам, продемонстрировать их возможности, чтобы их разбирали по своим труппам режиссеры. И они действительно приходили и смотрели, приезжали из других городов, а потом приглашали в свои театры. Теперь многое изменилось, и пришлый режиссер на дипломных показах — скорее редкость.
Иван Шалаев создавал не ярмарку актерских талантов, а полноценный и сложный спектакль, немного перегруженный находками и приемами, иногда отсылающими к стилю его мастера. Так часто бывает. Почерк мастеров чувствуется в спектаклях и фильмах студентов. Ничего страшного в этом нет, если наставник яркий.
Так не часто театральные люди, студенты творческих вузов дружно устремляются на тот или иной студенческий спектакль. Только когда он особенный, когда в нем чувствуется рождение чего-то нового и смелого, возможно, самостоятельного театра. Так было с первым призывом фоменок, из которого образовалась «Мастерская Петра Фоменко». Так было и со знаменитым гитисовским курсом Олега Кудряшова давних лет, когда невозможно было попасть на спектакль «Клоп». Где теперь те талантливые кудряши? Свой театр у них не сложился, и они по-одиночке словно растворились в пространстве.
Бутусовцы, при том, что безусловно талантливы, на самостоятельный театр не претендуют. Да он и не вырисовывается. А отдельный спектакль вполне может жить, если удастся вместе собраться, выкроить одновременно время.
«Буря» оказалась не только яркой по форме (временами избыточно яркой). Понятно, что возможности у студентов не так велики. Декорации минималистичны. Костюмы на подборе. Но тут удалось создать атмосферу в духе нидерландского дизайнера Ирис Ван Херпен с иллюзией открытого космоса, гигантской инсталляции из окаменелостей и моллюсков. В руках одной героини — светящийся шар. В пересохшем аквариуме томится прекрасная девушка. Это Ариэль, бесплотный дух, обреченный на мучения. Вино здесь жадно пьют из мехов, сделанных из фольги.
Фото: Иван Кораблев/пресс-служба Театра Москвы.
Но главное — концентрация смыслов, разговор о насущном, а тексты Шекспира дают такую возможность. Спектакль идет полтора часа, в которые невозможно все вместить. Но зрителю понятен посыл и цепочка событий.
Свергнутый герцог Милана Просперо вместе с юной дочерью Мирандой оказался в открытом море, был выброшен на неизвестный берег. Обитатель острова Калибан уверен, что Просперо захватил то, что ему не принадлежит. Просперо обладает чарами и способен вызвать бурю, устроить кораблекрушение, а потом подвергнуть испытанию тех, от кого пострадал. Здесь все словно в полусне и мечтают, как минимум, о королевстве. Убить соперника и завладеть островом — пожалуйста. Зло не подвергается сомнению, но преступные помыслы будут прощены.
В царстве духов, способных манипулировать героями, любовь способна победить все худшее, что только можно представить. Волшебный мир окажется не таким уж неправдоподобным. Он полон печалей и радостей, которые переживает всякий человек. И можно, и важно удержать от падения в бездну.
Шекспир услышан на уровне звуков — волн, ветра, шорохов, раскатов грома. Такова партитура этого дикого спектакля. У его героев своя оптика. На мир они смотрят сквозь увеличительное стекло. А зритель через линзы в руках актеров рассматривает их лица крупным планом.
Актеры молоды и талантливы, полны желания сделать самое невозможное, технически оснащены и пластичны. Как сказал в своем интервью 2021 года Юрий Бутусов, молодость всегда права. Мир вокруг и внутри нас может быть диким и несправедливым, но молодые должны помнить, что форма возможна любая, а самое главное — подлинное человеческое содержание.
В американском фильме «Буря» Джули Тэймор, вышедшем в 2010 году, Просперу (не Просперо) сыграла Хелен Миррен. Она управляла волшебным островом и устроила кораблекрушение, чтобы наказать тех, кто изгнал ее из дома. Но ее магия оказалась бессильна и не смогла победить любовь Миранды и и принца Фердинанда.
В спектакле Ивана Шалаева Просперо играет Вера Енгалычева. Действие сопровождают титры, резюмирующие то, что происходит на сцене. Реакция на поступок героя, может быть в духе «сделано классно». Кажется, что это послания от невидимого Просперо. Ариэля тоже играет актриса — прекрасная и пластичная Евгения Леонова. Находясь в тесном аквариуме, она проявляет чудеса физической подготовки. В роли Калибана — Алина Болознева с густым гримом на лице. Шута Тринкуло играет Ксения Галибина, дочь актера и режиссера Александра Галибина. В одной из сцен она напоминает подстреленного лебедя с окровавленными перьями на груди, словно пришла к нам из «Лебединого озера».