Главная » КУЛЬТУРА » В Москве завершился Международный молодежный конкурс балета

В Москве завершился Международный молодежный конкурс балета

Номер «1000 тактов в минуту». Хореограф Павел Мазуркевич. Первая премия в «Конкурсе хореографов». Фото Андрей Степанов

«Гран При Надежд» — новый международный конкурс, который  наряду с  самым престижным в мире Московским международным конкурсом в Большом театре, прописался в Москве. Он проходил на двух столичных площадках – на сцене Губернского театра, где базируется  труппа под руководством Вячеслава Гордеева «Русский балет» (она и стала одним из организаторов конкурса), и на сцене Российского академического молодежного театра (РАМТ).

Идейным вдохновителем конкурса стал народный артист СССР, легендарный танцовщик Большого театра Вячеслав Гордеев, отметивший несколько месяцев назад 75-летие.  К юбилею открытие конкурса и было приурочено. На основе множества конкурсов, в которых Гордеев принимал участие и как танцовщик, и как член жюри, он решил кое-что изменить и устроить по своему усмотрению.

— Мы опирались на огромный опыт работы по организации подобных соревнований. В то же время, разрабатывая Положения о конкурсе, внесли новые идеи, расширяющие сферу творческого приложения участников: исполнителей-классиков, представителей народно-сценического танца и хореографов. А вот в возрасте конкурсантов мы сделали акцент на слове «молодой», — сказал Вячеслав Гордеев.

Обладатель «Гран При Надежд» Иван Сорокин (Большой театр). Фото Андрей Степанов

Главное отличие нового международного форума танца скрыто в самом названии  – «молодежный», и участвуют в нем танцовщики до 24 лет (включительно). В то время как возрастные ограничения в большинстве из известных конкурсов более широкие — до 27 лет. И проводится новый молодежный конкурс, что тоже редкость, сразу в трех номинациях: «Артисты балета» по двум возрастным группам – младшей с 15 до 18 лет (включительно) и старшей с 19 до 24 лет (включительно);  «Народно-сценический танец» по одной возрастной группе с 15 до 18 лет; и «Конкурс хореографов» по одной возрастной группе до 30 лет. То есть фактически в рамках одного форума проходят сразу три конкурса.

Самое сложное впечатление, как и в большинстве других конкурсов, оставил конкурс хореографов. Депрессивные номера, с однотипными движениями, проходящие по преимуществу в сплошной темноте, отличались лишь названиями, призванными подчеркнуть философское направление мысли хореографов: «Присутствие», «Притяжение», «Дуальность» и т.д. , и т.п.

Золотой лауреат «Гран При Надежд» Сергей Клинич (младшая группа: МГАХ). Фото Андрей Степанов

Наиболее интересным показался номер студента ГИТИСа Павла Мазуркевича «1000 тактов в минуту» на песню знаменитого французского поэта и барда Жака Бреля. Собственно, такого же мнения оказалось и жюри. И именно за этот номер, наряду с еще одной интересной миниатюрой под названием «Плач нимфы» студентки четвертого курса Московского государственного института культуры Арины Ахметовой, и получили золотые медали и первые премии эти самобытные хореографы. В отличие от многих других номеров, «1000 тактов в минуту» выделялся своей яркостью (в прямом и переносном смысле), свежестью восприятия и наличием оригинального хореографического мышления. 

Интересно, что эту же композицию положил в основу своего, одного из самых последних балетов «Брель и Барбара», гений XX века Морис Бежар. Но Павел Мазуркевич, видевший балет Бежара, по его собственному признанию, очень давно, придал своему направлению мысли несколько другой характер. Но все же он бессознательно отталкивался от бежаровского балета, хотя обошелся без прямых цитат. В основу своей несколько абстрактной композиции он положил историю отношений культовой французской певицы Эдит Пиаф и её любовника, знаменитого французского боксёра алжирского происхождения, чемпиона мира в среднем весе  Марселя Сердана. 

Алексей Помыткин (бронзовая медаль; Россия) в па-де-де из балета «Пламя Парижа». Фото Андрей Степанов

Наверное из-за того, что конкурс в категории «Народно-сценический танец» проводился только в младшей группе, эта номинация оказалась самой мало востребованной. В ней выступали всего 14 участников, против 54 конкурсантов в классике и 23-х в номинации «Хореографы». А мальчиков в этой группе оказалось всего двое. Так что I премию, которую первоначально по условиям конкурса, планировали вручать среди девушек и юношей (причем ни II, ни III премии не предусматривались), в результате получили только девушки. Помимо золотой медали и I премии, здесь решили присудить и две серебряные,  не планировавшиеся, медали. Золото досталось Алене Гришиной, второкурснице из Московской академии, за действительно первоклассно исполненный номер «Вёдра» в хореографии Варковицкого. А серебро и II премию разделили Дарья Бубнова из училища Лавровского и Анна Бирюкова. Последняя лауреатка — студентка Московского хореографического училища при Московском государственном академическом театре танца «Гжель», представленного на конкурсе четырьмя участницами, очень хорошо показавшимися.  

Специальный приз имени Игоря Моисеева «За исполнение хореографии Игоря Моисеева» получила правнучка великого хореографа Ева Моисеева, студентка Московской академии, которая стала ещё и серебряной лауреаткой в младшей группе в номинации «Артисты балета», разделив эту премию с отлично выученной Никой Скребковой, ученицей Белорусской хореографической гимназии-колледжа.

Золото в младшей группе тоже выиграла студентка первого курса Московской академии Элеонора Шайдулина. Она блеснула  во втором туре вариацией из исчезнувшего балета Мариуса Петипа «Царь Кандавл», и  хотя  не без погрешностей, но хорошо справилась в третьем туре со сложнейшей вариацией Нирити из балета «Талисман» в хореографии Петра Гусева по Мариусу Петипа.  

Полина Сугидзаки (золотая медаль; Япония-Россия). Вариация из балета «Шурале». Фото Андрей Степанов

Обладателем золотой медали среди юношей в младшей группе стал Сергей Калинич, великолепный по фактуре ученик Московской академии хореографии. После его выступления на III туре в вариации Али из балета «Корсар» (причем, грамотно были указаны, что большая редкость, настоящие создатели этой вариации  А. Чекрыгина и В. Чабукиани, по М. Петипа), не дать золота этому обаятельному участнику, было бы большой несправедливостью. Он выступал на конкурсе под номером 2, и во втором и третьем  турах выходил на сцену первым. Мандраж, который испытывают многие конкурсанты, выступая в самом начале, не сказался на неизменно высоком уровне его исполнения.  

Обладатель высокого прыжка и хорошей техники, золотой лауреат «Гран При Надежд» в младшей группе отличается к тому же и ярко выраженными актерскими качествами, что позволило выделиться ему не только в классике. Сергей Калинич еще и отлично помог своей сокурснице Алёне Гришиной прекрасно показаться в номере «Вёдра» и выиграть золото в народно-сценической номинации.

На сочинский конкурс, прошедшим летом, Московская академия, как известно, не представила ни одного мальчика, и после выпуска Макара Михалкина, я уже было подумал, что перспективные ученики в академии на нем пока закончились. Но выступление Сергея Калинича свидетельствовало о другом. Ученик второго курса МГАХ несмотря на некоторые проблемы с пока плохо окультуренной стопой (над этим золотому лауреату предстоит еще работать), выступал настолько уверенно, был настолько хорошо подготовлен, что его педагог в академии Валерий Анисимов получил на конкурсе специальный приз:

— Я очень счастлив, что всё-таки попал на конкурс, и мне дали возможность проявить себя и поучаствовать в нём. Честно говоря, для меня награда как таковая, не имеет такой уж большой ценности, потому что мне более важно, как я показался и как выступил!

Приходится только сожалеть о том, что Сергей не сможет принять участие в другом престижнейшем конкурсе «Арабеск», который через полтора месяца откроется в Перми, потому что ему в феврале исполнилось 18 лет. А по правилам этого конкурса, в младшей группе могут выступать только участники не достигшие 18-летнего возраста. Идти же по старшей группе и соревноваться не с учениками, а с уже опытными артистами различных российских и мировых театров, не имеет особого смысла.

Дипломант конкурса «Гран При Надежд» Михаил Портнов (Мариинский театр) в вариации Вацлава из балета «Бахчисарайский фонтан». Фото Андрей Степанов

Первую премию Сергей Калинич поделил с Сухбаатар Нямбаяром  из Монгольской  государственной консерватории, который запомнился прекрасно станцованной на втором туре  конкурса вариацией из балета «Дон Кихот».  Среди других призеров конкурса по этой группе отметим Богдана Чернова из Новосибирска, получившего серебряную медаль, и двух бронзовых призеров по младшей группе — Касымхана Алишера из Казахстана и Болдбаатара Болорчулуун из Монголии.

В старшей группе борьба за призовые места была ещё более напряженной, и в мужской группе она оказалась более захватывающей, чем в женской. 

Среди женщин с первого тура лидировала российско-японская танцовщица Полина Сугидзаки, выпускница вагановской академии, танцующая сейчас в московском Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Более высокий класс техники и артистичности, нежели у её конкуренток (Алены Таценко из Казахстана и Нилай Тахироглу, солистки Театра оперы и балета Анкары, которые поделили серебряную награду), бросался в глаза, так что I премия и золотая медаль достались ей заслуженно.

Вообще конкурс был достаточно сильным, поэтому не всем крепким и хорошо показавшим себя танцовщикам удалось выйти в финал. Например, артист московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Константин Никитин, несмотря на удачное выступление во втором туре с классическими вариациями и прекрасно показанный современный номер Нины Мадан «Струна Менестреля» ( в нём молодой танцовщик казалось танцевал каждой клеточкой своего тела и пластически откликался на музыку Глазунова), на третий тур не прошел. Не попал в финал и танцовщик из Великобритании Гектор Мур, не плохо станцевавшей на втором туре вариацию раба из балета «Корсар», сделав небольшую ошибку лишь в самом конце исполнения.

Мариинский театр на конкурсе представлял 22-летний танцовщик Михаил Портнов со своим легендарным педагогом и экс-премьером Кировского театра Сергеем Викуловым. И на первом, и на втором турах он танцевал впечатляюще. Это танцовщик с красивыми линиями, хорошим баллоном и прекрасной техникой.  Однако достичь победы ему помешала травма. Пройдя в финал, на конкурсе он стал дипломантом.

— Рад что руководство Мариинского театра поверило в меня. Но за неделю до конкурса на репетиции я получил травму, к счастью, без разрыва связок, просто растяжение. Но три дня пришлось провести лежа. Поэтому практически заново пришлось прыгать на этой ноге, что сложно и психологически, и физически. Но психологически всё-таки было сложнее заново её чувствовать и на неё приземляться.

Источник

Оставить комментарий