Главная » НАУКА » Аскорбиновая кислота убивает микобактерии туберкулеза

Аскорбиновая кислота убивает микобактерии туберкулеза

Интересное открытие было сделано учеными Колледжа медицины имени А. Эйнштейна при Иешива-университете (Израиль).

Они обнаружили, что витамин С способен убивать резистентные микобактерии туберкулеза в лабораторной культуре.

Исследователи полагают, что витамин С, добавленный к стандартной терапии, может повысить эффективность и сократить время лечения туберкулеза.

Более того, это исследование открывает путь к разработке новых лекарственных препаратов. Результаты научной работы были опубликованы в онлайн-журнале Nature Communications.

Туберкулез, как известно, вызывается легко адаптирующейся бактерией M. tuberculosis. В 2011 году, по статистике ВОЗ, от туберкулеза во всем мире умерли 1,4 миллиона человек, а около 8,7 миллиона заболели. Резистентные микобактерии, которые не поддаются лечению стандартными антибиотиками, представляют большую угрозу даже в 21 веке: около 650 000 во всем мире больны мультирезистентным туберкулезом (MDR-TB), 9% из которых имеют особо устойчивую форму (XDR-TB).

Туберкулез чрезвычайно распространен в странах с низким и средним доходом и слабой медициной – на такие страны приходится более 95% смертей от туберкулеза.

Открытие израильских ученых повысило интерес к проблеме микобактерий туберкулеза, резистентных к изониазиду – мощному препарату первого ряда. Главным автором исследования стал доктор Уильям Джейкобс, профессор микробиологии, иммунологии и генетики в Колледже медицины имени А. Эйнштейна. Доктор Джейкобс является также членом Национальной академии наук и сотрудником Медицинского института Говарда Хьюза.

Доктор Джейкобс и его коллеги обнаружили, что микобактерии, резистентные к изониазиду, имеют дефицит вещества микотиол. Доктор говорит: «Мы предположили, что бактерии, которые не продуцируют микотиол, могут содержать больше аминокислоты цистеина. Мы подумали, что если добавить в культуру чувствительной микобактерии изониазид и цистеин, то разовьется резистентность к изониазиду. Вместо этого произошло неожиданное – мы убили всю культуру бактерий».

Ученые заподозрили, что цистеин помогает убивать микобактерии, действуя как «восстанавливающий агент», который усиливает продукцию химически активных свободных радикалов. Это могло повреждать ДНК бактерий.

Доктор рассказывает дальше: «Чтобы проверить эту гипотезу, мы повторили эксперимент, используя изониазид и другой восстанавливающий агент – витамин С. Комбинация этих веществ стерилизовала культуру M. tuberculosis. Мы были поражены тем фактом, что обыкновенный витамин С подавил не только чувствительные штаммы, но и резистентные штаммы, включая XDR-TB».

После этого замечательного открытия доктор Джейкобс попытался разобраться в молекулярном механизме воздействия витамина С на микобактерии. Дальнейшие исследования дали ответ: витамин С индуцировал так называемую реакцию Фентона с участием железа, в результате которой образуются агрессивные радикалы – они и убивают бактерию.

Авторы сказали в заключение: «Мы не знаем, будет ли эффективен витамин С у людей, но мы уже имеем представление, как это проверить в клинических испытаниях. Нам очень помогает и то, что витамин С дешевый, доступный и очень безопасный для людей.

Эта работа, как минимум, открыла нам новый механизм, который можно использовать для уничтожения туберкулеза».

medbe.ru