Главная » НАУКА » Сундук со средневековым оружием найден на затонувшем древнем флагманском корабле

«Грибсхунден» был флагманским кораблем датского короля Иоанна I (1481-1513), правителя Кальмарской унии. В 1495 году у берегов Швеции затонул датский военный корабль. Обломки были обнаружены в 1970-х годах дайверами-любителями, но исследователям они стали доступны только в 2000 году.

Самые последние полевые работы на месте крушения проводились в мае 2023 года. Исследовательская группа, возглавляемая Йоханом Реннби из Седертернского университета и Рольфом Вармингом из Стокгольмского университета, использовала подводные камеры и фотограмметрические 3D-технологии для осмотра и документирования дополнительных частей останков корабля.

Основные результаты исследования включают в себя обнаружение деревянного боевого сундука, анализ кольчужных доспехов и лучшее понимание надстройки корабля.

Исследование сундука стало одним из самых значительных открытий, сделанных во время последнего погружения. Ученые идентифицировали содержимое «сундука с оружием и инструментами» после того, как сфотографировали его в высоком разрешении. Это — набор инструментов для хранения и производства боеприпасов, который часто сопровождал армии на полях сражений.

«Содержимое сундука подверглось сильной коррозии, но, по-видимому, состоит из нескольких различных предметов, расположенных внутри более крупной корки проржавевшего железа. В ней есть несколько острых кремневых осколков, которые могут быть интерпретированы как часть картечи. В северной половине останков можно различить два удлиненных куска свинцовой пластины с несколькими отверстиями по краям, предположительно, для облегчения обработки в процессе литья и по меньшей мере три каменные формы для свинцовых пуль разного калибра. Формы предназначались для изготовления пуль для ручного огнестрельного оружия, а также для огнестрельного оружия более крупного калибра», — рассказывают исследователи.

Сундук и его содержимое, по предположениям ученых, принадлежали немецким наемникам, которые находились на борту «Грибсхундена», когда он затонул. Это, несомненно, важный артефакт средневековой военной техники.

Исследователи идентифицировали значительную часть надстройки судна, которая сохранилась, несмотря на то, что бревна были расколоты и разбросаны по морскому дну, путем картографирования бревен на месте крушения. Эти останки могут дать специалистам важную информацию о военных возможностях военного корабля.

В дополнение к водолазным работам было также проведено исследование с использованием ранее извлеченных фрагментов кольчужных рубашек. В сотрудничестве с профессором Керстин Лиден из археологической исследовательской лаборатории Стокгольмского университета исследователи обнаружили, что кольцевое переплетение имело множество способов крепления и изготовления, что позволяет предположить, что оно неоднократно ремонтировалось. Кольчуги, или кольчужные рубашки, подобные этим, могли вмещать до 150 тысяч колец, судя по размеру сохранившихся элементов.