Главная » НАУКА » В Арктике продолжает дрейфовать российское судно, вмерзшее в гигантскую льдину

В Арктике продолжает дрейфовать российское судно, вмерзшее в гигантскую льдину

Работа ученых на дрейфующей льдине с керном на фоне платформы «СП». Фото предоставлено ААНИИ.

С начала работы первой в мире советской полярной научно-исследовательской дрейфующей станции «Северный полюс-1» под руководством Ивана Дмитриевича Папанина прошло уже 86 лет. Его льдина проплыла за 9 месяцев более 2 тысяч километров, была вынесена на юг, в Гренландское море, где участников экспедиции сняли ледокольные пароходы.

Последняя советская экспедиция — «Северный полюс-31» в 1991 году завершалась более драматично: льдина, где находился лагерь полярников из 40 домиков, начала активно разрушаться – к моменту эвакуации с нее людей площадь льдины составляла всего лишь 200 на 300 метров, огромная трещина прошла через жилой комплекс, в воде оказались кают-компания, баня, дома механиков, магнитолога, гидрологов, два домика с продовольствием… К счастью, 23 членов экспедиции тогда успели спасти.

Затем были и другие дрейфующие станции – в общей сложности за 75 лет было проведено 40 экспедиций «Северный полюс», каждая со своим порядковым номером. Последнюю команду полярников со станции СП-40 эвакуировали в 2013 году. Почти на 10 лет программа была приостановлена.

За этот период, чтобы больше не рисковать жизнями людей и ценным научным оборудованием, к 2022 году в России была создана уникальная ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». 17 сентября 2022 года она вышла из Мурманска, прошла три моря – Баренцево, Карское и Лаптевых – и «добровольно» вмерзла в гигантскую льдину площадью около 42 квадратных километров. Ее не раздавит льдами, как случилось с судном «Челюскин» в 1934 году, потому что она специально укреплена в расчете на такое сжатие. 

Вот уже более 9 месяцев платформа «Северный полюс» дрейфует вместе с льдиной, перемещаясь в высоких широтах.

От точки старта в районе Новосибирских островов дрейфующая экспедиция переместилась более чем на 1300 километров, пройдя расстояние свыше 2700 километров. Направление движения соответствует расчетному: в ходе свободного дрейфа станция следует через приполюсный район в сторону Северо-Европейского бассейна Атлантического океана.

Вид с платформы «Северный полюс». Фото предоставлено ААНИИ.

Это одновременно научная база и безопасный дом. Безусловно, Папанин с коллегами о таких условиях могли только мечтать. На платформе – уютные одноместные каюты и 17 современнейших лабораторий, конференц-зал, салон для отдыха, баня и тренажерный зал с бассейном.

Как и предыдущие станции, СП-41 выполняет комплекс исследований в области океанологии, метеорологии, геологии и биологии моря в системе «атмосфера — снежный покров — морской лёд — приповерхностный слой океана».

– В настоящее время группой из 34 научных сотрудников получены уникальные научные данные, касающиеся геологии северных морей, картины перемещения океанических вод, – говорит Александр Макаров. – Отдельным результатом можно считать исследования процессов деформации корпуса самой платформы под воздействием льдов. Впервые в мире сам корпус судна рассматривается учеными как самостоятельное измерительное устройство! 

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс»

В целом же, по словам Макарова, помимо его института в исследованиях, которые проводятся в рамках СП-41, заинтересованы более 40 организаций Академии наук, различных ведомств. Так, на станции активно работают специалисты, изучающие механические и прочностные свойства льда, – гляциологи. Предполагается, что собранные ими данные повысят безопасность навигации по Северному морскому пути.

А метеорологи, которые исследуют тепломассообмен, дополнят своими результатами исследования закономерностей и причин изменения климата Арктики. В качестве инструментария у них сеть из 15 автономных морских буев, размещенных в пределах 16-километрового полигона вокруг станции.

Помимо всего прочего научная программа экспедиции включает в себя серию экспериментов, которые призваны улучшить результаты дешифровки и интерпретации снимков, полученных с космических спутников.

Образец льда, добытый участниками экспедиции. Фото предоставлено ААНИИ

Нам удалось связаться с одним из участников экспедиции, ведущим инженером отдела ледовых качеств судов ААНИИ Владимиром Лихомановым.

Источник

Оставить комментарий