Главная » НАУКА » Вокруг дряхлеющей МКС началась война денег и разума

Вокруг дряхлеющей МКС началась война денег и разума

Если страна решит продлевать ресурс российского сегмента МКС после 2025 года, то начнется лавинообразный выход из строя многочисленных элементов. С учетом латания дыр России придется выкладывать ежегодно на обслуживание МКС 10-15 миллиардов рублей, а это очень много.

Может быть, общественность не придала бы большого значения этому заявлению, если бы Владимир Алексеевич, помимо ведения научной деятельности, не занимал должность первого заместителя генерального директора РКК «Энергия». То есть многие ошибочно решили, что его научный доклад о желаемых действиях по поводу МКС является ни чем иным, как официальным заявлением Роскосмоса о том, что «надо топить МКС». Конечно, это не заявление госкорпорации, и топить МКС Соловьев тоже не призывал. Речь пока идет только о научной оценке ситуации.

Есть ли жизнь для МКС после 2025 года, нет ли жизни для МКС после 2025 года — на вопрос этот пока никто не может дать четкого ответа. И чем ближе к обозначенной дате, тем интереснее становится, к какому решению все-таки придут в Роскосмосе и правительстве. Ученым, которые ежедневно решают вопросы, связанные с российским сегментом, а также нашим космонавтам, которые туда летают, понятно, что продлевать жизнь старой конструкции, которая уже выработала свой гарантийный ресурс, не стоит. Лучше уж создавать новую.

О том, что состояние нашего сегмента оставляет желать лучшего, говорит и тот факт, что российские космонавты уже год не могут найти причину образования трещины в переходном отсеке «Звезды». Специалисты уже склонны полагать, что она образовалась не в результате некоего ударного действия, а в результате системной усталости металла, который уже минимум пять лет служит сверх гарантийного срока.

«Ресурсы нашего сегмента, в основе которого находится служебный модуль «Звезда», — говорил недавно в интервью «МК» космонавт Геннадий Падалка, — определены по ГОСТам и стандартам 70-80 годов, по которым создавалась еще станция «Мир». Тогда они составлял на все модули 5 лет, и продлевались максимум до 15 лет. А наши нынешние ФГБ «Заря» и СМ «Звезда», построенные по тем же самым технологиям, летают с 1998 и 2000 годов соответственно».

Однако в Роскосмосе пока далеки от принятия решения: топить нынешний российский сегмент, и создавать вместо него новый, или продлевать жизнь существующему еще до 2030 года. Разговоры об этом у партнеров по МКС ведутся давно, но так разговорами и остаются.

Согласно докладу Соловьева на Совете РАН по космосу, он — за строительство новой российская орбитальной служебной станции (РОСС). Его слова приводит портал «Научная Россия»: «Предполагается, что РОСС будет состоять из 3-7 модулей с возможностью работы экипажа от 2 до 4 человек. Также предусматривается беспилотный режим работы. Развертывание, по словам Соловьева, запланировано на период после 2024 года». Деталей про широты, на которых будет летать РОСС, нет.

Между тем, еще в 2018 году в интервью «МК» летчик-космонавт Федор Юрчихин высказал мысль о том, новая станция не должна снова выводиться на ту же широту, где сейчас летает МКС. Ее орбита должна стать более эффективной, а сама станция — и работать в интересах страны. Дело в том, что сейчас наши космонавты видят с МКС максимум 7-8 процентов нашей территории, а большинство  территорий, к примеру, города Якутск, Екатеринбург, Красноярск, Северный морской путь, в конце концов, видны плохо. 

«Не надо нам запускать сейчас на МКС модули МЛМ (многофункциональный лабораторный модуль «Наука»), НЭМ (научно-энергетический модуль) и УМ (узловой модуль), — сказал Юрчихин. – Их лучше приберечь для новой российской станции».

Между тем у проекта по созданию новой станции есть и противники. В нынешней ситуации, при той нехватке ресурсов, о которых регулярно твердит Минфин и постоянно урезает финансирование даже принятых программ, — это неразумный шаг, считают сторонники продления ресурса МКС до 30 года. 

– Поддерживать МКС в режиме замены выходящих из строя элементов было бы эффективней, даже при затратности в размере 15 млрд рублей в год. На строительство новой станции ушло бы гораздо больше средств, — выразил их точку зрения известный популяризатор космонавтики Виталий Егоров.

Но опять же, как быть с усталостью металла? Очень хорошо, что Владимир Алексеевич дал повод всесторонне обсудить важную для страны проблему и, может быть, подтолкнуть власти к принятию решения. 

Источник

Оставить комментарий