Главная » ПОЛИТИКА » 33 временных пуштуна

33 временных пуштуна

Пока ни одна страна не заявила о признании сформированного «Талибаном» правительства, но многие заявили о готовности работать с ним. Что это означает для Афганистана и остального мира — разбирался РБК

Забихулла Муджахед

(Фото: EPA / ТАСС)

Кто продолжает поддерживать Афганистан

Мировое сообщество не особенно активно отреагировало на то, что движение «Талибан» (эта террористическая группировка запрещена в России) объявило о формировании нового правительства, которое возглавил мулла Мохаммад Хасан Ахунд. Представитель талибов Забихулла Муджахед подчеркнул, что правительство во главе с Ахундом — временное, но не дал понять, когда и при каких условиях в стране появится полноценный кабинет.

Как и прежде, о готовности работать с новым афганским режимом открыто заявляет Пакистан. Во вторник министр иностранных дел исламской республики Шах Махмуд Куреши предложил подумать о возможности пригласить делегатов афганского правительства на региональный форум шести стран, в который входят Китай, Таджикистан, Узбекистан, Иран, Туркмения и Пакистан. Встреча глав МИД этих государств прошла во вторник по видеосвязи.

«Предлагаю обдумать эту идею», — сказал, как передал Reuters, Куреши. Участие Афганистана, по его словам, повысит эффективность работы форума. Куреши призвал коллег посмотреть на «новую реальность» не через «старые линзы». К отношениям с Афганистаном, по мнению Исламабада, нужен реалистический подход, который будет на благо почти 40 млн афганцев.

Представлявший на встрече Китай министр иностранных дел Ван И сообщил, что Пекин уже принял решение направить в Афганистан гуманитарную помощь на $31 млн — зерно, медикаменты, в том числе 3 млн доз вакцины от коронавируса. Талибов он призвал порвать связи с экстремистами.

Ранее Катар и Турция договорились с талибами, что их специалисты будут обеспечивать работу международного аэропорта в Кабуле.

В том, что международному сообществу придется по-прежнему оказывать помощь населению Афганистана, нет сомнений ни в ООН, ни в Международном комитете Красного Креста. Его президент Петер Маурер по итогам четырехдневной поездки в Афганистан, где он встречался с заместителем главы правительства муллой Барадаром и другими лидерами талибов, сообщил журналистам, что около 90% населения страны живут менее чем на $2 в день, а приблизительно 10 млн человек испытывают острую нехватку продовольствия. Еще одна проблема вызвана неразберихой во время эвакуации из Кабула — многие дети оказались разлучены с родственниками.

Готовность сотрудничать с правительством талибов не следует путать с официальным признанием их власти, отметил заведующий кафедрой дипломатии МГИМО Александр Панов: «Для признания правительства талибов любой стране нужно обязательно направить послание о том, что она признает новое правительство Афганистана и готова установить с ним дипломатические отношения. Это должно быть объявлено именно официально». «Обеспечение работы аэропорта или предоставление талибам любой другой помощи ничего не значит, как и сохранение работы посольства или проведение переговоров. Посольство может продолжать работу, поскольку как такового разрыва дипломатических отношений не было. Но для того, чтобы оно легитимизировалось, нужно официально признать правительство», — объяснил РБК Панов (российское посольство работу в Афганистане не прерывало).

Какие вопросы предстоит решить мировому сообществу

Россия, США, страны Европейского союза и многие другие государства призывали талибов обеспечить инклюзивность нового правительства, то есть участие в нем представителей разнообразных этнических, религиозных и политических групп, женщин.

Главной претензией к новому правительству со стороны соседей и других стран стало именно отсутствие инклюзивности. Правительство не выглядит достаточно представительным с точки зрения наличия этнических и религиозных групп, заявил представитель Европейского союза Петер Стано. Все 33 министра, чьи имена были названы, представляют движение «Талибан» и по национальности преимущественно пуштуны. Такие же претензии у Германии. «Объявление переходного правительства без участия в нем других групп, подавление демонстрантов и журналистов в Кабуле — это сигналы, которые не дают основания для оптимизма», — заявил глава МИД ФРГ Хайко Маас. Однако правительство Германии считает возможным оказание гуманитарной помощи афганцам. Соседний с Афганистаном Иран, чье устройство власти частично совпадает с создаваемой талибами системой (наличие верховного духовного лидера и единой исполнительной власти), также раскритиковал новый афганский кабинет — и тоже за несоблюдение принципа инклюзивности.

Дипломатическое признание правительства другими странами необходимо талибам, чтобы получать финансовую помощь от международных финансовых институтов, обратила внимание The New York Times. Международному сообществу предстоит решить, одобрять ли заявку на представление Афганистана членом его нового правительства в ООН. Опрошенные газетой дипломаты рассказали, что для направления туда нового представителя необходимо согласие девяти стран, в том числе США, чей постоянный представитель в ООН Линда Томас-Гринфилд заявила, что пока Вашингтон не готов признавать «Талибан».

Когда талибы были у власти в 1996–2001 годах, дипломатические отношения с Афганистаном поддерживали три страны — ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар. В ЕС учли минусы такого подхода и сейчас активно разрабатывают различные варианты работы с талибами — от достаточного для эффективного взаимодействия сотрудничества до полного признания, сообщила The Financial Times 8 сентября. По данным газеты, ведущую роль в этом играет Берлин — контингент специалистов из Германии был вторым по численности после американского, но поскольку размещался он на севере страны, в Мазари-Шарифе, то и занимался не столько военными действиями, сколько строительством школ и дорог. Поскольку в Брюсселе считают, что взаимодействие с талибами необходимо, координировать его будет дипломат в ранге специального посланника, но не полноценного посла, сообщили изданию два информированных источника.

Источник

Оставить комментарий