Главная » ПОЛИТИКА » Эксперт оценил меры Путина по поддержке российской авиаотрасли

Эксперт оценил меры Путина по поддержке российской авиаотрасли

Кризис, который переживает авиационная отрасль из-за ограничительных карантинных мер, может стимулировать выпуск отечественных гражданских самолетов. Об этом шла речь на совещании, которое провел президент Путин. Судя по всему, отрасль получит господдержку. Она будет выборочной и в основном направлена увеличение доли российских самолетов в российской гражданской авиации.

фото: kremlin.ru

Путин обозначил некоторые меры господдержки. Это, например, предоставление госгарантий при реализации лизинговых схем продажи российской авиатехники в 2020-2021 годы. Они могут обеспечить выпуск 59 новых самолетов.

Может получить господдержку и малая, региональная авиация, сверх выделенных ранее восьми миллиардов. Еще Путин предложила авиастроителям ускорить выполнение ранее заключенных заказов. Например, досрочно сдать заказчику 66 вертолетов санитарной авиации.

Авиация оказалась самым уязвимым видом транспорта в условиях пандемии. Объем авиаперевозок в России и мире упал на 90-95%. Возобновление хоть какого-то авиасообщения ожидается не ранее июня.

Если нет перевозок, значит, у авиакомпаний нет прибыли и средств на закупку новой авиатехники. Это бьет по отечественному авиапрому. Хотя пока доля его продукции в парке авиакомпаний – мизерная. В основном россияне летали на «боингах» и «эрбасах». Надежды на увеличение этой доли связывают с реализацией проекта создания магистрального самолета МС-21, а также регионального турбовинтового Ил-114.

Кроме того, есть планы снизить долю импортных комплектующих в самолете «Сухой суперджет». Сейчас она составляет 80-90%, включая наполовину французские двигатели. Реализацию программы импортозамещения на этом самолете ускорят на год – с завершением в 2023 году, а не в 2024, как ранее планировалось.

Однако на пути увеличения серийного выпуска российских самолетов есть огромное финансовое препятствие. О нем на совещании у президента рассказал вице-премьер Юрий Борисов. Оказывается, на Объединенной авиастроительной корпорации к 2020 году повис огромный долг – 400 миллиардов рублей. Только на его обслуживание предприятия ежегодно вынуждены из своей прибыли отдавать по 30 миллиардов.

Юрий Борисов сообщил, что есть программа финансового оздоровления авиапрома. Долги авиастроителей банкам не простят, а реструктурируют на 15 лет. Предлагается докапитализировать корпорацию за счет госсредств.

При этом ОАК «поплатится» за эту помощь корпоративной и управленческой оптимизацией, которую собираются провести за три года. Кроме того, за пять лет пройдет трансформация научно-конструкторского блока ОАК. Надо полагать, что при этом в историю уйдут «удельные княжества» под привычными брендами «МиГ», «Сухой», «Туполев», «Ильюшин». Реформаторы рассчитывают на эффект в 300 миллиардов рублей. 

А еще ОАКу придется расстаться с непрофильными активами стоимостью в 17 миллиардов.

Еще одно предложение Юрия Борисова вряд ли с энтузиазмом встретили в Минобороны России. Он предложил проработать вопрос о минимизации штрафных санкций на авиапром за ненадлежащее исполнение оборонзаказа по госконтрактам прошлых лет. Периодически военное ведомство обращается в суды с исками к авифирмам за срыв гособоронзаказа.

Яркий пример – катастрофа с разработкой легкого военного-транспортного самолета Ил-112В, который должен прийти на смену «старичкам» Ан-24 и Ан-26. Новый самолет уже запаздывает года на два-три.

Вместо штрафов, Юрий Борисов пообещал, что менеджмент ОАК «будет нести персональную ответственность за исполнение программ». Может быть, он имел в виду, что такая персональная ответственность, если что, обернется уголовной?

«МК» попросил прокомментировать итоги совещания у президента ведущего авиационного эксперта Романа Гусарова.

Ольга Божьева, Сергей Вальченко

Источник

Оставить комментарий