Главная » ПОЛИТИКА » «Все получится, полякам придется сдаться». Репортаж из лагеря мигрантов

«Все получится, полякам придется сдаться». Репортаж из лагеря мигрантов

Корреспондент РБК побывал в крупнейшем стихийном лагере беженцев на белорусско-польской границе и узнал, какие альтернативы международные организации предлагают мигрантам и почему тех это не устраивает

Шалаши, палатки и костры

За несколько километров до пункта пропуска «Брузги» на границе Белоруссии с Польшей кажется, что все заволокло туманом. Но это не туман — это дым от костров, которые разводят мигранты. Чем ближе к границе, тем труднее дышать, а у самого лагеря это почти невозможно — дым от костров так силен, что слезятся глаза.

Палаточный городок на нейтральной полосе растянулся на несколько сотен метров, тут чередуются шалаши из еловых веток и туристические палатки. Горят костры — ближе к белорусской трассе М9 побольше, у разделительной линии из колючей проволоки с Польшей — поменьше. В основном мигранты сидят у костров или просто прогуливаются, но многие мужчины заняты. На плечах, на самодельных носилках они носят дрова и большие бревна, которые приспосабливают для сидения, еловый лапник для новых шалашей.

В соседнем березняке мужчины с этой же целью валят деревья. Это напоминает большую стройку — так слаженно и беспрерывно идет работа. Дети стоят с пустыми бутылками в очередях за водой, которую на территорию лагеря ежедневно подвозят на нескольких водовозах.

Молодых мужчин здесь большинство, но есть и женщины, и дети — в основном до пяти лет, и старики. Среди женщин три беременных, на сроках от семи до девяти месяцев, одна готовится родить на днях.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Часть детей играет на дороге. Они с охотой подходят к журналистам и улыбаются на камеру, иногда с подсказки родителей. Группа детей побежала навстречу прибывшим вместе с корреспондентом РБК телеоператорам и начала скандировать «Джомани!» — в Германию стремится попасть большинство обитателей лагеря.

Еды у беженцев почти нет — последние три дня продовольствие в лагерь завозили представители местного Красного Креста и Белорусского союза женщин. Его раздача каждый раз сопровождается давкой — людей слишком много, все боятся, что им не достанется, и готовы вырывать из рук друг у друга.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Али, выходец из иракского Курдистана, подошел к корреспонденту РБК с несколькими большими поганками в руках и спросил на ломаном английском, можно ли их есть. Услышав отрицательный ответ, он с горечью раскрошил грибы. По словам Али, чтобы приехать с семьей в Белоруссию, он продал все что было, купил билеты на самолет и визы. Все прилетели в Минск одновременно, рейсом из Стамбула и уже пять дней находятся в лагере. Цель — попасть в Германию, Нидерланды или Великобританию — где больше понравится.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Неудачником домой или беженцем в Белоруссии

11 ноября в лагере царило оживление — туда впервые прибыли представители двух структур ООН —  Управления верховного комиссара по беженцам (УВКБ) и Международной организации по миграции. С журналистами они поначалу отказывались говорить. Глава местного отделения УВКБ Мамо Мулусеу кричал на английском, что он приехал сюда говорить с людьми, и отказывался что-либо делать, пока представители СМИ не отойдут подальше. И даже делал вид, что садится в машину, чтобы уехать. Глава представительства Международной организации по миграции Махым Оразмухаммедова вела себя спокойнее. В итоге их окружили беженцы — в толпе было много женщин с маленькими детьми, — и с помощью переводчиков работники ООН узнали все, что хотели. После этого они наконец пообщались с журналистами.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Мулусеу сказал, что проблема беженцев сейчас активно обсуждается в Минске. Оразмухаммедова рассказала, какой выбор предлагается обитателям стихийного лагеря: «Мы сегодня здесь, чтобы оказать небольшую гуманитарную помощь мигрантам и беженцам, мы также предоставили информацию об альтернативных возможностях в данной ситуации. Как мы уже отметили, в первую очередь у этих людей есть право подать ходатайство на статус беженца в Республике Беларусь и еще одна опция — добровольное возвращение на родину».

Кульминацией визита стала драка за пакет с едой, завязавшаяся прямо у автомобилей представителей ООН. Один из мигрантов прижал к животу доставшийся ему пакет с продуктами, а затем, поскольку остальные тоже хотели получить хоть что-то, для надежности лег на него. Однако те продолжили выдирать пакет из-под мужчины, и в итоге завязалась драка.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Когда ее наконец удалось остановить, машины представителей ООН двинулись к выезду из лагеря. Поэтому Мамо Мулусеу и Махым Оразмухаммедова так и не узнали, какой давкой сопровождается приезд грузовика гуманитарной помощи. Волонтером пришлось предпринять несколько попыток, прежде чем они смогли раздать продукты нуждающимся.

Отступать некуда, позади Ирак

Предложение остаться в Белоруссии в статусе беженца или вернуться на родину мигранты восприняли негативно. Лишь единицы готовы лететь обратно, рассказал журналистам представитель белорусского Центра системной правозащиты Дмитрий Беляков.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Из тех, с кем общался корреспондент РБК, обратно не хочет никто. Реми, курд из Ирака, рассказал, что продал дом, отдал четыре тысячи долларов за то, чтобы добраться до Минска через Дубай. За ребенка заплатил в два раза меньше. Цель, как и у всех, — попасть в Германию. Пока не удается, Реми винит в этом поляков. А Белоруссия, говорит он, страна хорошая — дает лагерю воду и еду. Реми рассчитывает, что в итоге всех спасет ФРГ.

Фото: Вероника Вишнякова / РБК

Два других иракских курда, Мохаммед и Яри, также сказали, что возвращаться им некуда. Семью Мохаммеда сильно затронула война, от которой они и бежали. А Яри сперва попросил купить ему сим-карту — уже второй день пытается уговорить хоть кого-то, потому что покидать лагерь он не может. «Я останусь здесь, в этом лагере, хоть неделю, хоть месяц, хоть год… Польша рано или поздно откроет границу и мы уедем в Германию. Что буду делать, если не получится? Все получится, полякам придется сдаться», — уверенно закончил он.

Источник

Оставить комментарий