Главная » НАУКА » Российские ученые создали чип для выявления антител — «оборотней»

Российские ученые создали чип для выявления антител — «оборотней»

Итак, что из себя представляют эти загадочные антитела? В отличие от полезных — тех, которые борются с коронавирусом, — они идут в наступление на собственные ткани и органы пациента. Причем, в отличие от цитокинового шторма они вызывают точечные, но весьма долгосрочные повреждения. На днях об их обнаружении сообщили специалисты Йельского университета, отмечая, что «антитела-оборотни» бьют не по организму в целом, а «выбирают» цель: к примеру,  сердце, кровеносные сосуды или мозг.

— Такие антитела действительно существуют. Раньше мы их встречали только у больных с серьезными аутоиммунными заболеваниями, да и то — в одном случае на миллион, — говорит заведующий лабораторией технологий молекулярной диагностики, заместитель директора по науке Института молекулярной биологии им. Энгельгардта РАН Дмитрий Грядунов. – Теперь выяснилось, что они же существуют  и у тяжелых больных с COVID-19.

Занимаясь патологией аутоиммунного характера, исследователи из ИМБ РАН создали уникальный биочип, который помогает выявлять такие антитела в крови больных пациентов с эндокринологическими нарушениями. Оказалось, что он может выявлять и антитела-оборотни у 10-15 процентов больных с коронавирусом, которые находятся в реанимации.

Так выглядит биочип, производимый в Институте молекулярной биологии им. В.А. Энгельгардта Российской академии наук. В центре полированного круга — матрица наноячеек, каждая из которых содержит свой уникальный зонд, распознающий молекулу — мишень в анализируемом образце. Таким образом, в одном тесте можно проанализировать образец (каплю крови) на сотни и тысячи параметров.

— Если нормальные антитела к коронавирусу уничтожают вирусные частицы, то эти блокируют выработку интерферон-I, — поясняет Грядунов. —  В норме такие антитела не должны появляться, и пока ни в одной клинике их не умеют определять. Мы, молекулярные биологи, сами столкнулись с ними только в конце 2020 года. Надеюсь, что в этом году мы сможем подготовить наш биочип для работы с такими коварными антителами. Он представляет собой подложку, на которой закреплена матрица элементов, каждый из которых содержит свой молекулярный зонд — антиген или антитело. Один образец крови при помощи этого устройства можно сразу протестировать на сотни и тысячи параметров. К примеру, сразу определить наличие антител к SARS-CoV-2, старым типам коронавируса. А также к новым редким антителам, которые «гасят» собственный иммунитет. В задачи ученых также входит выяснение механизма выработки аутоантител.

Флуоресцентная картинка биочипа после проведения анализа. Ячейки светятся по-разному, что говорит о том, что в каких-то из них произошло взаимодействие с молекулами анализируемого образца. Специальная программа распознает такие ячейки и автоматически выдает ответ о том, что было обнаружено в анализируемом образце (возбудители болезней, мутации, антитела и т.д.)