Главная » ПОЛИТИКА » Заседание контактной группы в Минске оказалось под угрозой срыва

Заседание контактной группы в Минске оказалось под угрозой срыва

На 31 марта намечено очередное заседание Трехсторонней контактной группы по урегулированию на востоке Украины. Однако представители Киева предупредили о возможном неучастии. Эксперты отмечают общее ужесточение позиции Украины

Фото: Валентин Спринчак / ТАСС

Почему заседание контактной группы может быть сорвано

В среду, 31 марта, должно пройти очередное заседание Трехсторонней контактной группы (ТКГ) по урегулированию конфликта на юго-востоке Украины, но Киев уже заявил, что не станет участвовать в переговорах, которые в последнее время проходят в видеорежиме, поскольку в состав делегации непризнанной Донецкой народной республики входит Майя Пирогова, заочно осужденная Украиной за терроризм. «Наша позиция четкая: мы не будем вести работу, пока в консультациях будет принимать участие террористка», — сказал в интервью агентству «Интерфакс-Украина» представитель Украины в политической подгруппе Андрей Костин.

Украинская делегация ранее уже покидала переговоры в знак протеста против участия в них Пироговой. Тогда представитель Киева Сергей Гармаш пояснял, что 17 марта в разных форматах стороны пять часов обсуждали возможность участия таких лиц в переговорах ТКГ.

При этом во вторник представители сторон (Украины, России, ОБСЕ, непризнанных ДНР и ЛНР) работали в подгруппах по безопасности, экономике, политическим и гуманитарным вопросам. В экономической подгруппе планировалось обсудить вопросы водоснабжения и выплаты Украиной пенсий людям, проживающим на неконтролируемой Киевом территории. Подгруппа по безопасности должна была обсудить вопросы нарушения режима прекращения огня.

С начала года ОБСЕ фиксирует более двух тысяч случаев нарушения перемирия вдоль линии соприкосновения в месяц. 26 марта произошел один из самых серьезных инцидентов за последние несколько месяцев — в результате обстрела недалеко от населенного пункта Шумы погибли четверо украинских военнослужащих. После этого президент Украины Владимир Зеленский объявил, что проведет на эту тему переговоры с руководством стран «нормандской четверки» (Германия, Россия, Украина, Франция).

Поздно вечером 30 марта Кремль сообщил, что состоялся разговор лидеров России, Германии и Франции Владимира Путина, Ангелы Меркель и Эмманюэля Макрона. «В ходе подробного обмена мнениями по ситуации на Украине подтверждена безальтернативность минского «Комплекса мер» 2015 года как основы урегулирования внутреннего конфликта в этой стране», — говорится в заявлении по итогам переговоров. Москва также подчеркнула важность прямого диалога между Киевом и Донецком и Луганском. Помимо этого, Москва выразила «серьезную озабоченность в связи с провоцируемой Украиной эскалацией». «Политсоветники лидеров продолжат совместную работу», — говорится в сообщении. Лидеры стран обсудили и другие темы.

В Киеве ранее отмечали, что только в полном составе «нормандского формата» можно договориться об урегулировании, но Москва уточнила, что эта трехсторонняя онлайн-встреча является отдельным мероприятием, а не урезанным вариантом «нормандской четверки».

Возможен ли выход из тупика

Достичь результатов в урегулировании не удается из-за того, что стороны обвиняют друг друга в невыполнении минских договоренностей, заключенных в 2015 году, а также из-за их разночтения. Киев настаивает на том, что выполнить соглашения в установленном порядке невозможно, их нужно пересмотреть. Кроме того, Украина старается не иметь дела с представителями ДНР и ЛНР как стороной конфликта, предпочитая решать проблему с Россией напрямую при посредничестве европейских стран.

Последней попыткой преодолеть противоречия и вывести обсуждение в продуктивное русло стало предложение, поступившее в конце прошлого года от Франции и Германии, которые предложили разбить минские договоренности на так называемые кластеры и согласовать последовательность их выполнения, писала газета «Коммерсантъ». Однако продвинуться эта идея пока не помогла.

Во вторник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в очередной раз заявил, что это Киев саботирует работу по урегулированию.

За шесть лет противоречия между сторонами не стали глубже, они были фундаментально заложены еще в 2015 году, уверен украинский политолог Владимир Фесенко. «Да, ситуация сейчас выглядит тупиковой. Но выход был предложен еще в декабре 2019 года (на последней встрече «нормандской четверки». — РБК) — не полное, а частичное обновление минских соглашений для того, чтобы можно было найти взаимоприемлемые позиции по границе и так далее», — уверен он. Но Москва отказывается, а то, чего добивается Россия, выполнить невозможно, говорит Фесенко. «И дело тут не в политической воле. Так, пункт о закреплении особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей в Конституции, кто бы ни был президентом Украины, никогда не наберет две трети в парламенте, это просто невозможно, учитывая расклад сил в Украине», — отмечает эксперт. Выходом из ситуации, добавляет он, могло бы стать полное прекращение военных действий, «как в Приднестровье»: «Но и это не получается по понятным причинам — потому что обострения и военные действия используются для давления на внутриполитическую ситуацию в Украине».

Почему ужесточилась позиция Киева

В начале 2021 года Киев занял более жесткую позицию в отношении России. В феврале были введены санкции против украинских политиков с репутацией пророссийских, были отозваны лицензии у трех популярных оппозиционных каналов — Zik, NewsOne и «112 Украина», принадлежащих депутату от «Оппозиционной платформы — За жизнь» (ОПЗЖ) Тарасу Козаку. Санкции также ввели против кума Владимира Путина, сопредседателя ОПЗЖ Виктора Медведчука и его жены, телеведущей Оксаны Марченко.

На прошлой неделе Киев ввел санкции против экс-президента Украины Виктора Януковича, экс-премьера Николая Азарова, главы Крыма Сергея Аксенова и других. Тогда же были приняты два важных доктринальных документа, один из которых — «Стратегия военной безопасности», в которой говорится, что ускоренные реформы в оборонной сфере должны помочь Украине вступить в НАТО, чтобы защититься от России — главного военного противника страны. Второй документ — «Стратегия деоккупации и реинтеграции временно оккупированного Крыма» — гласит, что Киев применит для возвращения полуострова меры «дипломатического, военного, экономического, информационного, гуманитарного и иного характера».

Довольно объемная часть документа посвящена гуманитарным инициативам для граждан Украины, проживающих в Крыму, «на временно оккупированной территории». Но при этом отмечается, что водоснабжение полуострова будет восстановлено лишь после установления там украинского конституционного строя.

В феврале—марте украинские власти начали приглашать европейских и других лидеров на саммит «Крымская платформа» — он должен пройти в августе, в дни 30-летия независимости Украины. Идея мероприятия в том, чтобы ввести в переговорное поле тему возвращения полуострова. Зеленский неоднократно сетовал, что в отличие от Донбасса возможность возвращения Крыма серьезно не обсуждается.

Проект «международной площадки, которая координировала бы борьбу за Крым», не нова, говорит Фесенко. «Это делается по одной простой причине — Украина не признавала и не будет признавать российский статус Крыма. И речь в данном случае идет о борьбе за этот статус, потому что Россия пытается всех де-факто примирить с тем, что уже все решено», — говорит он и добавляет, что попытку поднять тему Крыма сейчас можно увязать с ситуацией внутри страны. «Сейчас Зеленский показывает избирателям, что делает много такого, чего не делал предшественник», — уверен он.

За последний год рейтинг президента Украины Владимира Зеленского снизился — по данным опроса, проведенного социологической группой «Рейтинг» 23–24 марта, если бы выборы состоялись в ближайшее воскресенье, то его поддержали бы 24,7%, за Петра Порошенко готовы проголосовать 13,9%, за остальных — еще меньше.

Когда Зеленский приходил к власти, у него не было политического мышления, он думал, что «два соседа подрались, надо теперь просто встретиться, посмотреть друг другу в глаза, поговорить и помириться», говорит украинский политтехнолог Сергей Гайдай. «Сейчас глава государства понимает, что это были дилетантские мысли, в политике так не происходит», — объясняет Гайдай, почему чуть больше чем за год Зеленский был вынужден занять более жесткую позицию в переговорах с Москвой. «Любая украинская власть, любой президент будут обречены обострять ситуацию», — заключает эксперт, отмечая, что приход к власти в США демократа Джо Байдена, который был активно вовлечен в украинскую политику, еще будучи вице-президентом США, мог способствовать этому. Урегулирование в Донбассе возможно будет только после смены власти в России, уверен Гайдай.

Источник

Оставить комментарий