Главная » ФИНАНСЫ » G7 договорилась о предельных ценах на российскую нефть. Что важно знать

G7 договорилась о предельных ценах на российскую нефть. Что важно знать

Страны G7, в число которых входят США и другие развитые экономики, договорились установить предельные цены на российскую нефть, но пока не определились с их уровнем. РБК разбирался с последствиями этого шага для России

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Министры финансов «Группы семи» (G7), которая объединяет самые промышленно развитые страны мира, на онлайн-саммите в пятницу, 2 сентября, договорились ввести потолок цен на российскую нефть. Ограничения разработаны для снижения доходов России и ее способности финансировать военные действия на Украине, а также для уменьшения их влияния на рост мировых цен на энергоносители, отмечается в совместном заявлении G7.

В G7 входят США и Канада, которые еще в начале весны 2022 года отказались от покупки российской нефти, Великобритания (полностью отказалась от импорта российских энергоносителей в июне), Япония (не стала присоединяться к эмбарго, но значительно сократила закупки нефти), а также крупнейшие страны Евросоюза — Германия, Франция и Италия. Члены ЕС 30 мая в рамках шестого пакета санкций согласовали эмбарго на поставки нефти и нефтепродуктов из России морским путем. Запрет введен с июня с переходным периодом (для нефти — до декабря 2022 года и для нефтепродуктов — до февраля 2023 года) для контрактов, заключенных до вступления в силу эмбарго, и новых разовых сделок на спотовом рынке.

Поставки нефти и нефтепродуктов из России в страны G7 в 2021 году составили 214,7 млн т на $109,5 млрд. Это 68–70% от совокупного экспорта этих товаров на мировой рынок. В целом в прошлом году на сырую нефть и нефтепродукты пришлось 37% выручки от общего российского товарного экспорта, следует из данных ФТС. Весной служба перестала публиковать такую статистику.

О чем договорились министры G7

Министры стран G7 подтвердили стремление отказаться от использования российской нефти на своих рынках, а также намерение ввести предельные цены на нее для других стран. По словам канцлера казначейства Великобритании Надхима Захави, мера включает запрет на страхование и финансовое обеспечение танкеров, перевозящих российскую нефть по цене выше согласованного потолка.

«Мы подтверждаем наше совместное политическое намерение ввести всеобъемлющий запрет на услуги, позволяющие осуществлять морские перевозки сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения по всему миру», — говорится в совместном заявлении G7. — Предоставление таких услуг будет разрешено только в том случае, если нефть и нефтепродукты приобретаются по цене или ниже нее (ценовой предел), которая будет определяться широкой коалицией стран».

Таким образом, у покупателей российской нефти и нефтепродуктов будет выбор: согласиться покупать их по цене не выше определенного потолка либо Запад полностью запретит своим компаниям перевозить и страховать это сырье. По данным Института международных финансов (IIF), сейчас около 50% российской нефти, вывозимой из портов, транспортируется танкерами, принадлежащими греческим судовладельцам. 90% судов в мире страхуется с помощью лондонской ассоциации «Международная группа клубов взаимного страхования» (International Group of P&I Clubs). До введения западных санкций Евросоюз, США и Великобритания ввозили две трети российской нефти и нефтепродуктов, продаваемых на международном рынке.

Читайте на РБК Pro

Pro

Hard skills 2022: какие качества сегодня помогут продвинуться в карьере

Инструкции

Pro

Почему умственная работа выматывает и что с этим делать

Исследования

Pro

Заплатите хакерам за взлом: как оценить уровень защищенности ИТ-систем

Инструкции

Pro

Имя нам регион: удаленка заменяет в компаниях москвичей провинциалами

Статьи

Pro

Стартапер в 46 лет: как айтишник сделал $1 млрд на кредитах для студентов

Статьи

Pro

Злые и жадные: что с людьми делает недосып

Исследования

Pro

Богатый пенсионер: как скопить миллионы на низкооплачиваемой работе

Статьи

Pro

Как EdTech-компании сами надувают финансовый пузырь, который лопнет

Статьи

Размер предельной цены в заявлении не указан: «Первоначальный ценовой предел будет установлен на уровне, основанном на ряде технических данных, и будет определяться всей коалицией до внедрения в каждой юрисдикции». Министры финансов G7 отмечают, что планируют установить потолок цены одновременно с введением санкций Евросоюза в отношении российской нефти, которые должны вступить в силу 5 декабря. Все страны ЕС должны будут согласиться с таким изменением условий шестого санкционного пакета.

Агентство Bloomberg в начале июля сообщало, что США и ЕС предлагают ограничить цену продажи российской нефти в третьи страны на уровне $40–60 за баррель. Средняя цена российской нефти Urals в июле составила $78,4 за баррель. Позднее премьер Японии Фумио Кисида пояснял, что в G7 создадут механизм, который позволит понизить цены на российское сырье вдвое. «Мы установим верхний порог на уровне примерно половины нынешней цены и создадим механизм, благодаря которому покупать дороже не получится», — говорил он. Если страны-импортеры согласятся покупать российскую нефть по ограниченной цене, Запад разрешит своим операторам перевозить ее и страховать танкеры.

Как в России отреагировали на планы «семерки»

В ответ на решение G7 и ее союзников установить потолок цен российские власти могут просто перестать поставлять им нефть и нефтепродукты, заявил 1 сентября вице-премьер Александр Новак.

Эти сложности связаны с отсутствием у российских страховых и перестраховочных компаний кредитных рейтингов от международных рейтинговых агентств. «Данная проблема, в частности, значима для международных перевозок в отношении страхования ответственности авиа- и морских перевозчиков в связи с запретом со стороны ЕС и Великобритании на страхование российских воздушных судов и танкеров с российской̆ нефтью», — признает регулятор.

Для решения этой проблемы необходима проработка вопроса о признании российских рейтинговых агентств, а также налаживание взаимодействия с перестраховщиками из дружественных стран на рыночном уровне, указывается в докладе ЦБ. Замена страховщиков, вероятно, может быть реализована через сложные процедуры смены собственников танкеров и перезаключения договоров страхования, такая задача в основном будет лежать на том, кто будет покупать нефть, предполагает Веревкин.

Авторы
Теги

Источник

Оставить комментарий