28 октября певица Вика Цыганова празднует 55-летие.
Обозреватель «АиФ» дозвонился певице по телефону и застал ее в дороге. Она спешила на концерт в Петербурге в день рождения. 2 ноября певица выступит с юбилейной программой в Москве.
Владимир Полупанов: Виктория, мне ваша пиарщица сказала, что большую часть ваших интервью за вас дает ваш супруг Вадим. Это правда?
Вика Цыганова: Он ориентирует меня. Помимо того, что он мой муж, он автор песен, мой продюсер, идеолог. Уж если муж пишет такие песни, то я, как послушная жена, к нему прислушиваюсь. И, естественно, все вопросы с ним обсуждаю. Я люблю его. Для меня Вадим — супермужчина, супергерой и суперпоэт, у которого есть высокие идеалы. Я служу ему и его творчеству, пропагандирую его и являюсь транслятором его идей…
Владимир, я посмотрела вопросы, которые вы мне прислали. Они очень политические и либерального толка. Меня это поразило. Между ними — яма, большой разрыв. Как будто никакой жизни у меня все эти 30 лет не было. Как будто я какой-то мамонт, которого вы раскопали…
— Вы уж меня простите за то, что я не следил за вами все 30 лет. Могу чего-то не знать.
— Я вас не обвиняю…
— Но звучит, как приговор. Я и позвонил вам, чтобы узнать у вас напрямую, чем вы занимались все эти годы. И если позволите, все-таки задам вопросы, которые подготовил. Одно из последних ваших творений — песня «Россия», на которую вы сняли 6-минутный художественный фильм. За 2 недели его посмотрел 1 млн пользователей. Для вас это показатель, что песня нашла отклик?
— Жаль, что мне приходится давать интервью, не видя вас. Одно дело прочитать присланные вопросы, совсем другое дело — общаться вживую.
Я очень рада, что песня нашла отклик. Это действительно серьезная работа, которую мы делали 4 года. Скажу без всякого пафоса, что это работа всей моей жизни. Конечно, я к этому шла с детства. Меня так родители воспитывали. Я, будучи маленьким ребенком, пела патриотические песни «Огромное небо одно на двоих» и т.д. У меня папа был офицером, и я просто выросла на таких песнях и на народных. Миллион просмотров, конечно, радует. Думаю, что это только начало. Будет еще больше. Это значит, что есть люди, которые смотрят с тобой в одном направлении и питают к России высокие чувства. Самое удивительное, что эта работа находит отклик и на Западе.
Поэтому появляется настрой, что все будет хорошо. У людей появляется желание приехать в Россию, увидеть все своими глазами, разобраться. В России в этом году прошел чемпионат мира по футболу. Многие люди увидели настоящую Россию, отведали ее кухню, прикоснулись к ее культуре. Это же здорово! Наша страна меняется — становится более доброй, открытой. Я уже 4 года работаю в Италии и очень плотно общаюсь с простыми людьми. Многие прямо говорят: «Когда нас Путин уже заберет». Особенно старики.
— Так говорят итальянские старики?
— Да. В итальянской деревне рядом со студией Челентано, где я работаю, живут простые люди. И они иногда такое говорят.
— Аннотация к клипу «Россия» на YouTube гласит: «Вика Цыганова не побоялась бросить вызов странам Запада». Почему вызов?
— Это формулировка моих пиарщиков, режиссера. Для них это творческий вызов. Просто решили сделать яркий заголовок. Для меня эта песня философская. В ней нет никакого вызова. Наоборот, есть приглашение к диалогу. К тому, чтобы люди увидели Россию, погрузились в историю, разобрались. Кстати, все мои песни рождаются в важные исторические моменты. Песня «Крым» была рождена 14 лет назад. Все эти годы я поддерживала связь с Крымом, ездила туда, пела. Никто меня не заставлял и не просил.
— На ваш взгляд, почему именно сейчас коллективный Запад видит в России только источник неприятностей и угроз?
— Может быть, потому что мы с вами живем во времена, когда обесцениваются ценности — духовные, моральные, нравственные. Те же итальянские старики глядя на то, что происходит в мире, недовольны. Их тоже раздражает то, как ведут себя политики, олигархи. Просто в Европе простым смертным намного сильнее закручивают гайки, чем здесь. Мы здесь можем хоть что-то говорить и выражать свою позицию. А там нет такой свободы слова.
— Что вы имеете в виду, говоря, что «закручивают гайки»?
— Всех подгоняют под европейские ценности. Я, например, не хочу, чтобы в нашей православной стране проходили гей-парады. Я против однополых браков. Не хочу всего этого, потому что я верующий человек. Если человек грешит, я могу его пожалеть и понять. Но как христианка не хочу с этими «европейскими ценностями» мириться.
Почему мы, гетеросексуальные люди, находясь в большинстве, испытываем жуткую агрессию меньшинства?! Почему мы должны под них подстраиваться и терпеть. Да, есть заповедь: если ударили по одной щеке, подставь другую. Это если личная обида нанесена. Допустим, если вы меня оскорбили или кто-то из близких меня обидел, я могу простить и понять. Но если идет давление, оскорбление божественных ценностей и Бога, я должна быть воином Христовым, должна проявлять свои православные убеждения. Что я и делаю. И это очень многим людям не нравится, вызывает раздражение. Простые люди, сохранившие чистоту сердца, искренность, открытость, рассуждают точно так же, как я. Если вы мне спросите, почему Челентано в Россию не приезжает, я вам скажу: потому что в 90-е он тут так обжегся. Он глубоко верующий человек.
— Вы с ним на эту тему разговаривали?
— Я разговаривала на эту тему с продюсером Челентано Фио Дзанотти (он аранжировщик, композитор, дирижер). Они дружат более 30 лет.
— Вы спели «Гимн Новороссии». Что вас побудило? Мне кажется, жители Донецка и Луганска уже перестали называть себя «новороссами».
— А вы когда были в Донецке?
— Последний раз в середине апреля 2014 года, когда еще не разбомбили аэропорт.
— А я на протяжении последних 20 лет езжу в эти регионы. Последний раз я была там в этом году и участвовала в акции «Бессмертный полк», пела на концерте 9 мая вместе с Газмановым и Маршалом. И люди перед сценой стояли под флагами Новороссии. Я видела это своими глазами. Эта земля исторически была Новороссией. И люди там сами себя так называют. Наши предки поливали кровью эту землю. Донбасс отчасти принял на себя удар, который должен был быть нанесен и по Крыму. Поэтому я сегодня всей душой поддерживаю и молюсь за этих людей. Мы помогаем им концертами, отправляем туда средства. Все, что можем, делаем для этих людей. Кстати, меня не просто просили спеть Гимн Новороссии, они его скандировали. А еще просили спеть песню «День Победы», которую я пела и в Луганске, и в Донецке.
— Какой, на ваш взгляд, может быть выход из наших тупиковых отношений с Украиной?
— Сложная тема. Думаю, что когда украинский народ скинет эту фашистскую бандеровскую власть, тогда наши отношения наладятся. Сейчас люди не могут проявить свою позицию. Потому что их за это убивают. Но рано или поздно мы обязательно помиримся. Россия на протяжении многих веков строила свою государственность на огромном историческом опыте проживания разных народов на одной территории. На протяжении столетий вырабатывался у государства иммунитет. А Украина сегодня — это недогосударство. Там большой раскол в обществе, потому что на государственном уровне — фашистская идеология. И многие люди с этим не согласны.
— Вы говорите, что Украина – это «недогосударство». Вы не боитесь…
— … Я кроме Бога никого не боюсь.
— … что можете обидеть огромное количество людей на Украине?
— Я сегодня была в храме, причастилась. Получила благословение перед концертом. Чего мне бояться?
— Что обидите массу приличных людей, живущих на Украине.
— Приличные люди на это не обидятся. Потому что они должны знать историю. Мне с вами очень тяжело говорить. Потому что вы, не зная меня, вырвете все это потом из контекста и опубликуете. Вы же сами сказали, что 30 лет вас не интересовала моя судьба, вы со мной не были знакомы, не отслеживали мое творчество, поэтому кроме вопросов про песни «Русская водка» или «Гуляй, анархия» вас ничего не интересует.
— Но я вам не задаю вопросы про песни «Русская водка» и «Гуляй, анархия»…
— Я пела про это 30 лет назад. Если есть желание, я могу дать телефон, вы лучше с моим мужем пообщайтесь. Он же пишет стихи о Новороссии, о триединстве наших народов… У меня масса друзей и родственников живет на Украине.
— У меня тоже.
— … они все нормальные люди. И не хотят жить в стране под знаменами Бандеры. Понимаете? Они как изгои там. И не могут ничего с этим сделать. Просто тихо терпят. Потому что не каждый может взять автомат, как покойный Александр Захарченко.
— В «Википедии» сказано, что ваш концерт в Севастополе в 2002 году впервые транслировали по центральному телевидению. И что это был «прорыв информационной блокады». Неужели была какая-то блокада?
— Блокада до сих пор продолжается. Вы разве не видите? Вы меня часто видите на правительственных концертах? Хоть на одном федеральном канале вы меня видите? Я нигде не пою.
— С чем это связано?
— Многие телепередачи неинтересны для меня. Потому что они пропагандируют шоу-бизнес и ценности поп-культуры, которые я не разделяю. Я считаю, что песни многих наших «народных» артистов за гранью добра и зла. Они не ведают, что творят. А если ведают, то участь их страшна. Большинство из них говорят: «Мы вне политики». Но еще Пушкин сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» (на самом деле это строки из стихотворения Н. Некрасова — прим. ред.). Я считаю, что патриотами должны быть все граждане, которые живут в России, а не только те, которые ее защищают и у которых есть совесть. А то некоторые тут только пользуются благами и крепко спят, потому что мощные ракеты стоят на страже их сна. А если кого-то это не устраивает — ищите другую страну. Поезжайте на Украину, если она вам так нравится.
— Спасибо за совет. Цитирую новость: «Певица Вика Цыганова выступила против принятого «антикриминального» закона. Звезда шансона уверена, что блатная романтика помогает людям». Это выдернуто из контекста?
— Да. Эти слова были сказаны по поводу песни Михаила Круга «Владимирский централ». Я хорошо помню, что я говорила. Эта песня начинается, как сказочная детская песенка: «Весна опять пришла, и лучики тепла доверчиво глядят в мое окно». Вот именно это я и говорила. В этом есть своя романтика. В творчестве Миши Круга, в творчестве любого настоящего художника всегда есть элемент катарсиса и покаяния. Если этого нет, для меня такие артисты не существуют. Для меня таким артистом был Николай Караченцов. У артиста должна быть эта струна, которая внутри звучит. И плевать, кто и как на это реагирует. Она должна звучать открыто, ясно, четко, демонстрируя убеждения, позицию, духовные ценности. У Миши Круга это было. Вы же видите, сколько на разных каналах идет бандитских сериалов. Это я их пропагандирую что ли?! Это делают наши федеральные каналы за государственный счет. А вы простую девушку спрашиваете о таких серьезных вещах (смеётся).
«Это фиаско, братан». 5 провальных проектов Ольги Бузовой
— Может мне «простая девушка» сказать, зачем она хотела попасть на проект «Дом-2» — «утешить и прижать к себе Ольгу Бузову»?
— Про Дом-2 я тоже сказала с некоторой иронией и сожалением. На мой взгляд, это самый чудовищный проект, который существует на нашем телевидении. Кстати, я не видела ни одной серии «Дома-2». Ни одной секунды не могу смотреть этот проект. Просто знаю, сколько людей «выросло» на «Доме-2». Это люди с совершенно свернутой головой. И по поводу Ольги Бузовой, и по поводу Ксении Собчак (у вас были вопросы, связанные с ними) — могу вам ответить. Они просто орудие. Сами по себе такие люди никогда бы не пробились. Их просто кто-то спонсирует. Кому-то нужно, чтобы они создавали фон, были определенным жупелом для масс. Это инструменты, за которыми стоят очень большие деньги. Думаю, что вы, Владимир, работая в такой газете, прекрасно понимаете, откуда деньги берутся на это.
— Откуда, интересно?! Дайте хотя бы наводку?
— Вы журналист. Разберитесь сами. Чего я вам буду наводки давать? Наводки тоже денег стоят.
— Дайте хотя бы наводку, зачем вы по почте отправили Меланье Трамп «душегрейку» из соболя и кашемира? Известно ли вам, дошла ли посылка? Носит ли жена Трампа ваш подарок?
— Посылка дошла. «Почта России» меня об этом уведомила. В отличие от самодельных бомб, которые посылают Клинтонам и Обаме, я послала душегреечку. Чувствуете разницу между посылами? На посылке был написан обратный адрес — Исторический музей, дом 1. Но с обратной стороны ни ответа ни привета.
— Зачем вы это сделали?
— Чтобы наладить отношения. Изначально казалось, что Трамп к России очень хорошо относится. Мне понравилась его семья, супруга. Она очень красивая женщина со славянскими корнями. Я подумала, что красивую женщину украсила бы и моя душегрейка. Мне просто захотелось сделать такой подарок. От души. Не знаю, может быть, какой-нибудь секретарь сегодня в ней ходит или уборщица убирает Белый дом в моей душегрейке. Мы когда-нибудь об этом узнаем.
— Хочется верить. Как будете праздновать юбилей?
— В кругу своих любимых зрителей. Очень рада — судя по просмотрам клипа на песню «Россия» — их миллион. Думаю, что их на самом деле больше. Буду праздновать с полным ощущением, что у России расправляются могучие крылья. И что мы не будем залезать под европейский плинтус. Мы со своими большими крыльями туда просто не помещаемся. Мы наметили движение вверх. Я чувствую это по людям. По продаже билетов на свои концерты. Собрать целый «Крокус» (у меня там будет концерт 2 ноября) одной — это хороший показатель. У меня же нет в программе никаких попсовых звезд эстрады. Я одна вместе со своими помощниками из Италии, которые верят в Россию. Люди едут ко мне на концерты из Молдовы, Австралии, Германии, Турции.
Так что я встречаю юбилей со своими единомышленниками в радости. У меня сейчас очень хорошая музыка — такой не было раньше. Ставку мы сделали на новые аранжировки. Чтобы и на Западе это было интересно. Мои итальянские друзья считают, что новая музыкальная религия пойдет из России. Так что приходите на концерт. И вы поймете, что мы растем, меняемся. Может быть, иногда в лучшую сторону. Меня окружают очень хорошие люди. Может быть, поэтому я такая смелая. А проект «Россия» будет процветать, нести добро и радовать людей и возрождать веру. Я в этом уверена.