Главная » НАУКА » «Другой конец света»: астрономы предрекли Земле превращение в белого карлика

«Другой конец света»: астрономы предрекли Земле превращение в белого карлика

Это конец света, но не совсем такой, каким мы его знаем, пишет The Guardian. Ученые из Университета Уорика и других научных заведений изучили влияние белых карликов – звезд с истекшим сроком службы, которые израсходовали все свое топливо, — на планетные системы, такие как наша собственная Солнечная система.

Когда астероиды, спутники и планеты приближаются к белым карликам, их огромная гравитация разрывает эти маленькие планетные тела на все более мелкие кусочки, которые продолжают сталкиваться, в конечном итоге превращая их в пыль.

В то время как исследователи заявили, что Земля, вероятно, будет поглощена нашей звездой-хозяином, Солнцем, прежде чем превратится в белого карлика, остальная часть нашей солнечной системы, включая астероиды между Марсом и Юпитером, а также спутники Юпитера, в конечном счете может быть уничтожена Солнцем в форме белой звезды.

Доктор Аморнрат Аунгвероджвит из Университета Наресуан в Таиланде, возглавлявший исследование, рассказывает: “Предыдущие исследования показали, что когда астероиды, спутники и планеты приближаются к белым карликам, огромная гравитация этих звезд разрывает эти маленькие планетные тела на все более мелкие кусочки”.

Столкновения между этими частицами в конечном итоге превращают их в пыль, которая в конечном итоге попадает в белый карлик, что позволяет исследователям определить, из какого типа материала были сделаны первоначальные планетные тела.

Профессор Борис Гэнзик с физического факультета Университета Уорика рассказывает: “Тот простой факт, что мы можем обнаруживать обломки астероидов, возможно, лун или даже планет, проносящихся вокруг белого карлика каждые пару часов, просто поражает воображение, но наше исследование показывает, что поведение этих систем может быть изменено, может быстро эволюционировать, в течение нескольких лет. Хотя мы считаем, что находимся на правильном пути в наших исследованиях, судьба этих систем гораздо сложнее, чем мы могли себе представить”.

В рамках нового исследования ученые в течение 17 лет изучали изменения яркости звезд, проливая свет на то, как эти тела разрушаются. Они сосредоточились на трех разных белых карликах, которые вели себя совершенно по-разному.

Первый изученный белый карлик, известный как ZTF J0328–1219, казался стабильным и “хорошо себя вел” в течение последних нескольких лет, но авторы обнаружили свидетельства крупного катастрофического события примерно в 2010 году.

Было показано, что другая звезда, известная как ZTF J0923+4236, неравномерно тускнеет каждые пару месяцев и демонстрирует хаотическую изменчивость в течение нескольких минут во время этих более слабых состояний, прежде чем снова вспыхнуть.

В 2015 году Массачусетский технологический институт (MIT) показал, что поведение третьего проанализированного белого карлика – WD 1145+017 – близко к теоретическим предсказаниям, с огромными различиями в количестве, форме и глубине транзитов. Удивительно, но в этом последнем исследовании транзиты теперь полностью исчезли.

“В целом, система постепенно становится ярче, поскольку пыль, образовавшаяся в результате катастрофических столкновений в 2015 году, рассеивается”, — сказал Гэнзик. “Непредсказуемый характер этих транзитов может свести астрономов с ума – в одну минуту они есть, а в следующую их уже нет. И это указывает на хаотическую среду, в которой они находятся”.

Отвечая на вопрос о судьбе нашей собственной солнечной системы, Борис Гэнзик сказал: “Печальная новость заключается в том, что Земля, вероятно, будет поглощена расширяющимся солнцем, прежде чем превратится в белого карлика. Что касается остальной части Солнечной системы, то некоторые астероиды, расположенные между Марсом и Юпитером, и, возможно, некоторые спутники Юпитера могут быть смещены и пролететь достаточно близко к белому карлику, чтобы подвергнуться процессу измельчения, который мы исследовали”.

Это исследование опубликовано в журнале Monthly Notices Королевского астрономического общества (MNRAS).