Главная » НАУКА » Потеря зрения, сутки в воде: космические испытатели СССР прошли через ад

Потеря зрения, сутки в воде: космические испытатели СССР прошли через ад

Экспериментатор-6 (отсидка в лунном модуле).

24 октября 1952 года вышло постановление Совмина СССР о создании специальной команды испытателей «для проверки костюмов, скафандров, одежды и разработки других вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности и работоспособности летчиков при сверхскоростных и высотных полетах». Спустя несколько лет участникам отряда поручили новое ответственное дело — проводить испытания, необходимые для готовящихся стартов человека в космос. С тех пор этих людей неофициально стали называть «земными космонавтами».

Мы встретились с одним из ветеранов команды — председателем Ассоциации испытателей ГНИИИ авиационной и космической медицины и ЦПК им. Гагарина Владимиром Щербинским.

— Эксперименты, которые проводились «для космоса», были подчас очень жесткими — в прямом и переносном смысле слова. Один из снятых на эту тему документальных фильмов даже назвали «Прошедшие ад!», — вспоминает Владимир Вениаминович. — Наших ребят подвергали запредельным перегрузкам, вращая их на центрифугах. В барокамере они испытывали на себе мгновенную разгерметизацию, воздействие которой было таким, будто человека в доли секунды подбросили на десятки километров вверх. Опробовали работу кресла катапульты, совершая в нем жесткую посадку…

Космонавт №4 Павел Попович сказал, оценивая работу испытателей: они «собою заслонили нас, и без их помощи нам бы было гораздо сложнее или вообще худо». Потом добавил: «Когда космонавт готовится к полету, он использует большое количество различных устройств и тренажеров. Мы прекрасно понимаем, что эти устройства прошли испытания нашими испытателями. Если я иду на центрифугу на перегрузку 12g, то я уверен, что ребята испытали в полтора раза больше, и смело можно утверждать, что космонавт их выдержит. Такие же вещи происходят и при тренировках на выживание: коль испытатели выжили, то и мы должны выжить… Я шел на испытания, конечно, опасаясь нового вида нагрузки, но я знал, что впереди меня шли испытатели».

В соответствии с разработанным специалистами Института авиационной и космической медицины «Положением о порядке проведения исследований и испытаний с участием человека» предусматривалось несколько основных видов экспериментов. Проверяли влияние на организм ударных перегрузок, вестибулярных воздействий, невесомости, длительной гипокинезии (ограниченной подвижности). Испытателей подвергали резким изменениям давления, воздействию высоких и низких температур, повышенной влажности, тепловой радиации. Наблюдали за реакцией их организмов на вибрации и шумы, малые дозы ионизирующих излучений… Некоторых членов команды надолго помещали в сурдокамеру, моделируя во время пребывания там сильные психические и информационные «атаки», создавая условия, нарушающие нормальный отдых. На тренажерах и специальных стендах имитировали аварийные ситуации, которые возможны во время космического полета. Приходилось также тестировать снаряжение, образцы одежды, продовольственные рационы. Еще важно было проверить эффективность разработанных средств спасения и выживания в различных условиях…

За этими сухими формулировками из официальных документов скрывается тяжелейшая работа, боль, чуть ли не тонны проб крови и тканей, забранных зачастую без наркоза, в ходе космических экспериментов.

«Абсолютно здоров»

— Секретный отряд испытателей начал работать летом 1953 года. К тому времени в ГНИИИ АиКМ был создан 7-й отдел (отдел испытателей), который возглавил подполковник медицинской службы Евгений Карпов (в последующем — первый начальник Центра подготовки космонавтов).

А согласно документам Минобороны, это была отдельная воинская часть — в/ч 64688. Туда направляли тщательно отобранных солдат и сержантов срочной службы — тех, кого медики признали абсолютно здоровыми и кто прошел отборочную медицинскую комиссию в Москве. Парни давали подписку о неразглашении увиденного, услышанного, пережитого и о добровольном согласии на участие в экспериментах. Но они ничего не ведали о том, что предстоит испытать.

Ученые, врачи и инженеры тогда не знали точно пределов выносливости человеческого организма, не представляли, где находятся рубежи внешнего воздействия, за которыми — необратимые последствия, а то и смерть. На Земле никто и никогда не испытывал подобных физических, психических перегрузок и их сочетаний, были неизвестны последствия таких воздействий.

Определять грани допустимого приходилось «на ощупь». Естественно, подобный метод требовал определенных жертв. Не все испытатели демобилизовывались полностью здоровыми. Так, среди солдат первых призывов, которые проходили службу в ГНИИИ АиКМ с 1953 по 1963 год, при увольнении из армии каждого пятого врачебная комиссия признавала «ограниченно годным». Статистика смертности бывших воинов в/ч 64688 показывает, что некоторые доживали только до 35–40 лет, а средняя продолжительность жизни первых испытателей составляла около 50 лет. Те, кто преодолевал этот рубеж, часто болели и имели целый «букет» неприятных диагнозов.

Источник

Оставить комментарий